logo search
соц

4. Первые исторические формы социально­-психологического знания

Общая атмосфера развития научного знания, в которой эти первые тео­рии родились: они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойст­венных соц. философии той эпохи. Концепции эти неиз­бежно создавались в канонах философского знания, были спеку­лятивны, умозрительны и соц. Ψ приобрела в этом виде характер крайне описательной дисциплины. Из всего много­образия первых социально-психологических теорий обычно выде­ляют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс, теорию инстинктов социального поведения.

Критерием их различения является способ анализа взаимоотноше­ния личности и общества. Здесь возможны два подхода: признание примата личности (психология масс и теория инстинктов) или примата общества (теория народов). Оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии в пос­ледующие этапы ее развития.

Психология народов (ПН) сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, ПН предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотноше­нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверх­индивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических постро­ений. Определенное влия­ние она оказала и на ПН. Теоретические источ­ники: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта (по выра­жению Ярошевского - «гибрид лейбницевской мона­дологии и английского ассоцианизма»). ПН попыталась соединить эти два подхода. Непосредственные создатели ПН: философ Лацарус и языковед Штейн­таль. В 1859 г. - основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». Осн. мысль: главная сила истории - народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц. психоло­гии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная дея-ть народа».

В дальнейшем идеи ПН получили развитие во взглядах Вундта (1863 г., «Лекции о душе человека и животных»; основное развитие: 1900 г., 1-й том десятитомной «Психологии народов»). Психология должна состоять из двух частей: фи­зиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология яв­ляется экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не при­годен для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психо­логия народов. В ней должны применяться иные методы, а имен­но анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого»; предложил программу эмпирических ис­следований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисципли­на, которая не претендует на открытие законов.

В России идеи ПН развивались в учении известного лингвиста Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейн­таля, Вундта и Потебни, основная идея концепции является об­щей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный во­прос о том, что существует нечто кроме индивидуального созна­ния, характеризующее психологию группы, и индивидуальное со­знание в определенной степени задается ею.

Психология масс (ПМ). Она, по предложенному критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении лич­ности и общества с «индивидуалистических» позиций. Тео­рия родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Тарда: соц. поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает ирраци­ональные моменты в соц. поведении и оказыва­ется более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль ир­рациональных моментов в соц. поведении и роль подра­жания - были усвоены непосредственными создателями ПМ: (итал.)Сигеле и (франц.)Лебон. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, в к-ых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преиму­щественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества (1895 г., «Психо­логия народов и масс»). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой к-ой является утрата способ­ности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (господство им­пульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (подверженность различ­ным влияниям), вообще утрата интеллекта (отказ от логики), утрата личной ответственности (отсут­ствие контроля над страстями). Вывод: масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выпол­нять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотре­ния единичных случаев проявления массы - в ситуации паники. Других эмпирических подтвержде­ний не приводилось, паника оказалась единствен­ной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой формой были экстраполированы на любые дру­гие массовые действия.

В ПМ ярко проявляется соц. окраска: в кон.XIX в. - многочисленные мас­совые выступления заставляли официальную идеологию ис­кать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Распространение получает утверждение: кон.XIX – нач.ХХ в. - «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняет­ся импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддает­ся различным иррациональным действиям. ПМ ока­залась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональ­ное движение масс.

Теоретическое значение ПМ - двойственное: - здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества; - но решение его было никак не обосновано. Формально признавался примат ин­дивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односто­ронне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения - паники. Хотя серьезного значения для дальнейших судеб соц. пси­хологии ПМ не имела, тем не менее проблематика, разработанная в рамках этой концепции, имеет большой инте­рес, в том числе и для настоящего времени.

Теория инстинктов социального поведения (англ. психолога Мак­дугалла). Работа Макдугалла «Введение в соц. психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча­тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Росса «Соц.психология»; - символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Но год этот весьма условно может считаться началом Новой эры в соц. психологии, поскольку еще в 1897 г. Болдуин опубликовал «Исследования по соц. психо­логии», к-ые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла: причиной соц. поведения признаются врождённые инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа - стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гор­мической» (от греч. «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха­рактера, объясняющая соц. поведение. Гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позд­нее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль­тате определенного психофизического предрасположения - на­личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв­ной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь­ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та­ким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются в основном эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре­деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране­ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро­ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при­надлежности. Из инстинктов выводятся и все соц. учреж­дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер­вую очередь Война. Отчасти именно из-за этого упоминания в тео­рии Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация соц. поведения с точ.зр. некоего спонтанного стрем­ления к цели узаконивала значение иррациональных, бессозна­тельных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоле­ние идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной ве­хой становления научной соц. психологии.

Итак: с каким же теоретичес­ким багажом осталась соц. психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции? Прежде всего, положительное значение их заключается в том, что были выделе­ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа­щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интерес­но также и то, что в первых соц.-псих. теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со сторо­ны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, пере­ход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точ­но. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» под­ходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые соц.-псих. концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу соц.-псих. про­блем. Однако важное дело было сделано, и соц. психоло­гия была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому вре­мени уже накопила достаточный опыт в использовании экспери­ментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.