6.«Интонации».
Интонации - наиболее важный элемент речи. Они создают общий мелодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интонаций в речи является полезным навыком эффективного коммуникатора. Данное упражнение направлено на развитие навыков управления интонацией.
Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Какая хорошая сегодня погода». По очереди (по кругу) каждому участнику необходимо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной, с удивлением или др.). Повторять интонации нельзя. Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход).
В процессе произношения ведущий определяет, с какой именно интонацией была произнесена фраза (например - вопросительная). Если интонация трудно определима, тогда группа совместно находит ей название или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть произнесена данная фраза.
26. Диагностика коммуникативной компетентности.
Психологическая сущность: Коммуникативная компетентность (КК), по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Для людей с высокой КК характерно(из лекций):
быстрая и точна, своевременная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёрах.
стремление понять др. человека в контексте требований конкретной ситуации
установка в контакте не только на дела, но и на партнёра, положительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей
уверенность в себе, раскованность, адекватная включённость в ситуацию
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу
удовлетворённость общ-м и уменьшение нервно-психических затрат в процессе общения
умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях
умение организовать совместную работу, включая людей в решение общегрупповой задачи
умение создавать благоприятный климат в коллективе
КК нельзя считать константной личностной характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. КК возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариативном изменении.
Методики диагностики КК: В этой связи исследование КК может осуществляться по следующим направлениям.
- Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой группы. Диагностика потенциалов КК в этом аспекте может осуществляться с помощью следующих методик: определение коммуникативно-характерологических особенностей личности , коммуникативной социальной компетентности, коммуникативной толерантности, психической устойчивости в межличностных отношениях, низкой импульсивности, агрессивности, конфликтности и др.
- Диагностика степени развития социально ценных коммуникативных качеств и опыта. Эмпатия, принятие других, доброжелательность и др.
- Оценка сформированности коммуникативного контроля на различных стадиях общения: установлении контакта, личностной ориентации, решении проблемы и выходе из контакта.
- Определение стратегий конструктивности - деструктивности поведения в конфликтно- стрессовых ситуациях.
- Диагностика коммуникативной эффективности в различных видах деятельности личности и группы.
Известны следующие методики:
1. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые. Надо оценить высказывания как верные или неверные. Может получиться: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль.
2. Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Уманский, Френкель, Лутошкин, Чернышов и др.). Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются 5, 4, 3, 2, 1. Потом составляется личностный профиль, куда входят направленность личности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, отношение к деятельности, к другим людям, к самому себе.
3. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири). Цель - установить преобладающие характерологические тенденции личности. Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором - методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают другу друга хотя бы 1,5-2 месяца. Цель обработки результатов - получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций - доминирование и дружелюбие. В целом можно считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая характерологическая тенденция. Выделяются след. тенденции: доминантность - властность – деспотичность, уверенность в себе - самоуверенность – самовлюбленность, требовательность - непримиримость – жестокость, скептицизм - упрямство – негативизм, уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость, доверчивость - послушность – зависимость, добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм, отзывчивость - бескорыстие – жертвенность.
4. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А Лосенков). Импульсивность - это черта, противоположная волевым качествам: целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности, тем выше импульсивность. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим. Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
5. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко). Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
6.Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко). Выделяется очень высокий уровень фрустрации, устойчивую тенденцию к фрустрации, низкий уровень фрустрации.
7.Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК). Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
8.Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
9.Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 8 вариантов ответов. Выявляются уровневые характеристики эмпатии.
10. Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла).
11.Определение уровня конфликтоустойчивости. Данная методика позволяет выявит основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
12. Изучение способности к самоуправлению в общении. Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.
13. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). Чем выше сумма баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении.
+ для диагностики КК используются:
наблюдение (умеет ли человек слушать, говорить, его невербальные умения, и т.д.)
беседа
тренинг (вопрос №25)
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.