logo search
соц

25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений - «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Груп­повой психологический тренинг выходит за эти рамки и использу­ется, в самом широком смысле, в целях развития, психокоррекции, обучения и диагностики.

В настоящее время определений группового психологического тренинга существует, наверное, столько же, сколько и авторов, их описывающих. На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще­вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много­функциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про­фессионального и личностного бытия человека».

В целом ряде работ отечественных психологов психологичес­кий тренинг рассматривается как один из активных методов обуче­ния. Обучение - важный элемент тренинга, но данный термин не является ключевой характеристикой психоло­гического тренинга, полностью раскрывающей его сущность.. Также 'как и не совсем удачно понятие «активность» по отношению к методу. Как отмечает С. И. Макшанов, разделение методов по критерию их активности может представляться недостаточно коррек­тным, так как сам по себе метод не может быть активным или пас­сивным, активность - это скорее свойство субъекта, а не метода.

Другие авторы относят групповой психологический тренинг к психологическим методам воздействия. Однако термин «воздей­ствие» отражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути.

Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убежде­нию, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контек­сте. Он утверждал, что для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружа­ющие. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории груп­повой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренин­га. В результате успешной работы мастерской межгрупповых от­ношений в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т -группы (тренинговые груп­пы) стали предшественниками современных видов психологичес­кой работы с группами, большинство из которых объединяются понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности пе­рестройки неэффективных стереотипов в психологически безо­пасных условиях тренинговой группы.

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руко­водством М. Форверга был разработан и научно обоснован соци­ально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руково­дителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, созда­ющие условия для формирования навыков эффективной комму­никации. Значительный опыт социально-психологического тре­нинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:

1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкрет­ной профессии моделей социального поведения.

2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологи­ческих качеств личности, решение частных психопрофилактичес­ких задач средствами аутогенной тренировки.

3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентирован­ные на работу с руководителями с повышенным риском по отно­шению к психогенным и психическим заболеваниям.

4. Группы развития личностного роста и компетентности в об­щении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затраги­вались только в случае их тесной связи с личностными особеннос­тями участников тренинга.

5. Цель тренинга пятого типа - развитие социальной компе­тентности для работы в особо сложных ситуациях межличностно­го общения и частичное формирование новых целей жизни.

Широкое распространение в отечественной практике СПТ на­чинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная тео­ретическим и методическим аспектам социально-психологическо­го тренинга. Л. А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику пси­хологического воздействия, основанную на активных методах груп­повой работы.

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в об­щении. Л. А. Петровская под компетентностью в общении пред­лагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, уме­ний и опыта в области межличностного общения.

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следую­щих задач:

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков общения.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечи­вающих успешность общения.

4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

5. Развитие системы отношений личности.

Основные задачи «Тренинга общения», направленного на развитие коммуникативной компетентности:

- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

- осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, меша­ющих эффективной коммуникации;

- развитие способности прогнозировать поведение другого человека и т. п.

Следующие упражнения предназначена для развития комму­никативных качеств.

Во всех упражнениях отрабатывается умение говорения, слушания, умение использовать невербальную систему.