logo search
соц

20. Виды и функции общения.

(из лекций)

Понятие «общение» имеет связь с другим понятием – «деятельность» (существуют различные точки зрения о соотношении этих понятий)

Таким образом, деятельность и общение, это 2 стороны активности человека.

Общение – сложный многоуровневый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.

Функции общения:

  1. Формирующая функция: только в процессе общения человек становится личностью.

  2. Прагматическая функция: реализуется при общении людей друг с другом, в процессе совместной деятельности.

  3. Познавательная функция: именно в процессе общения мы познаём мир, получаем информацию о мире, о том, что происходит, о других людях, и познаём себя.

  4. Подтверждающая функция: именно в процессе общения мы получаем «подтверждение» своего существования. Подтверждение может быть как положительным, так и отрицательным. Но отсутствие подтверждения переживается человеком более тяжело, чем даже отрицательное подтверждение.

  5. Эмоциональная функция: в ходе общения с другими людьми непременно возникают эмоциональные отношения, чувства к другим людям. Возникшие эмоции всегда влияют на сам процесс общения и на деятельность.

  6. Внутриличностная функция: реализуется в общении с самим собой.

Разные функции общения реализуются в различных видах общения:

  1. Непосредственное (реальное общение с другими людьми, в реальном взаимодействии) – Опосредованное (появляются различные средства общения: письма, телеграммы, телефон, Интернет, СМИ).

  2. Межличностное (непосредственное общение в группах или парах, постоянных по составу. Общение со знакомыми людьми) – Массовое (множество непосредственных контактов незнакомых людей – в очереди, в транспорте и т.п.).

  3. Межперсональное (мы общаемся как личности, как индивидуальности) – ролевое (общение людей как носителей определённых социальных ролей, оно подчинено правилам).

  4. Глубинное/доверительное (люди доверяют друг другу, делятся своими проблемами, переживаниями, важными вещами и т.п.) – Фатическое/поверхностное ( «Привет! Как дела?»… - «Пока»).

  5. Вербальное (общение с помощью слов) – Невербальное (общение с помощью других средств передачи информации).