logo search
соц

Процедура социометрии:

- границы группы должны быть четко обозначены; - группа должна иметь опыт совместной деятельности; - группа должна существовать уже некоторое время (больше 6 недель); - все члены группы должны отвечать самостоятельно (рассадить); - проводят одномоментно в форме письменного опроса; - испытуемые должны сделать выбор по заданному критерию (перед глазами должен быть выбор всей группы).

Процедура социометрии может быть:

непараметрическая процедура – неограниченное число выбора, которые делает каждый член группы, это позволяет вычислить эмоциональную экспансивность, т.е. активность человека в принятии или отвержении членов группы, но при увеличении группы неограниченное число выборов затрудняет обработку, иногда человек может выбрать всех, что говорит о сохранении предпочтений в тайне.

параметрическая процедура – число выборов ограничено, что повышает надежность, облегчает обработку, но не дает возможности охватить всех отношений в группе и определить эмоциональную экспансию.

Критерии.

конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса ко всем участникам диагностической процедуры

• по знаку выделяют: - положительные – «С кем бы Вы хотели пойти в кино?» - В+; - отрицательный – «…не хотели» - В-;

• по виду деятельности: - общие – типичные виды деятельности для данной группы; - частные – «С кем бы Вы хотели оказаться на необитаемом острове»;

• по эмоциональной значимости: - сильные – значим, имеет сильную эмоциональную окраску «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой»; - слабые – менее значим;

• по характеру выявляемых взаимоотношений: - двойные – отношения партнерства ( равенство позиций выбирающего и выбираемого); - одинарные – установление иерархических отношений ( лидерства, подчиненности).

• по значимости предпочтений: - ранжирование; - без ранжирования.

При подборе критериев мы должны исходить из тех целей, которые нам наиболее важны, должны учитывать специфику группы (на 4-5 вопросов используют не более 2-3 критериев).

Вопросы должны быть понятны, ситуации для выбора должны быть точно и подробно описаны.

Стараемся, чтобы вопросы вызвали интерес, мотивацию.

Очень важны вопросы, связанные с переформированием группы.

Мы должны создать сам инструментарий для проведения социометрии (мы изучаем общение…)

Создать инструкцию и обращение, не делая акцент на том, что мы проводим социометрию только в этой группе, даем здесь технику заполнения анкеты, гарантируем конфиденциальность

Далее проводим саму социометрию, что занимает 10-15 мин.

Даем карточки с вопросами или задаем их устно, уговариваем ответить на все вопросы.

Если возникают конфликты, проблемы, рассогласование предпочтений – свидетельствует о напряженности человека