logo search
соц

Другие знаковые системы

- Ольфакторная система – связана с запахами (естественными и искусственными).

- Как определенную систему можно рассматривать музыку, ее исполнение в общении (приятный фон служит средством фассилитации).

- Использование цветов (как цвета спектра, кот. предпочитает человек; так и букеты цветов, «искусство экибаны» - в японской традиции – искусство послания).

- Одежда человека, макияж, прическа, татуировка.

Как правило, невербальные системы коммуникации в реальной жизни дополняют друг друга. Каждое из них в отдельности не поддается однозначному декодированию (мы должны учитывать ситуации, сопоставлять с вербальной коммуникацией, учитывать пол, культуры, индивидуальные особенности). Все каналы коммуникации ждут более точных исследований. Научиться воспринимать и интерпретировать невербальную информацию – целое искусство.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы сис­тема кодификации и декодификации была известна всем участни­кам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при не­вербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество инфор­мации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. кото­рое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуника­ции это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация - это как раз та, которая и влияет на изме­нение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные зна­ковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса зна­чения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой сис­темы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полнос­тью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой об­ласти, Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта струк­турной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а за­тем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей пред­ложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лин­гвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и вос­принимаются в ситуации общения,

На основании предложения Бёрдвистла были построены свое­го рода «словари» телодвижений, даже появились работы о коли­честве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный сло­варь телодвижений не удается: само понятие кина оказалось до­статочно неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них росто не решается), но тем не менее определенный «каталог»жестов в различных национальных культурах удается описать.

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализа­ции» различных мимических движений, жестов или телодвиже­ний. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвис­тла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделе­но на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы еди­ницы - кины - были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную одно­значность, Т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неоп­ределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.

Несколько более скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифициро­вать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получив­шая название FAST. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линия­ми (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, от­вращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движе­ния. Эта методика получила распространение в медицин­ской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в «нормальных» ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуника­ции показывает, что они, несомненно, играют большую вспомога­тельную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаб­лять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуни­кации помогают выявить такой существенный параметр коммуни­кативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вер­бальной системой коммуникации эти системы обеспечивают об­мен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.