logo search
соц

21. Стили общения.

(по книге Г.В. Бороздина «Психология делового общения»)

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор сти­ля общения определяется многими факторами: личностными осо­бенностями человека, его мировоззрением и положением в общест­ве, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Од­нако если исходить из того, что стиль общения - это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно гово­рить о трех основных стилях. Их, условно можно назвать ритуаль­ным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль по­рождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - дело­выми, а гуманистический - межличностными.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения - это скорее предрасположенность к определенному общению, направ­ленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как чело­век склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль неполностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле.

Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком обще­нии является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, под­час очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некото­рая "маска" с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют, от участников только одного - знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны кажутся бессмысленными, т.к. они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения - типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей груп­пой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повыше­ние самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер ­лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности не­существенны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно - его компе­тентность относительно конкретного ритуала.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли ­социальной, профессиональной или межличностной. Скажем, на вопрос: "Как живешь?" надо отвечать : "нормально", "отлично" и т.д., а ответ: "отвратительно", предполагающий в дальнейшем во­прос: "А что так?" и последующую беседу на эту тему, ­это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению. Человек, отвечающий, что он живет отвратитель­но, уже выходит за рамки своей ритуальной роли. Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, пра­вильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести - с другой.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ри­туальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участ­вуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практи­чески не осознавая, что мы делаем. Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них "Как дела?". И такое общение человеку необходимо - представьте себе, какова была бы ваша ре­акция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистичес­кая, так как лишение человека этого ритуала прямо свиде­тельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению - манипу­лятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятив­ном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипу­лятивном общении мы "подсовываем" партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипуля­тором, Т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения. Манипуляция - это не только негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, уп­равление всегда включают в себя манипулятивное общение. Имен­но поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение - чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует со­вместная деятельность. Важно помнить об одном существенном мо­менте - отношении человека к манипулятивному общению и об­ратном воздействии манипулятивного стиля.

И наконец существует обратное влияние манипулятивного об­щения на личность, которая его использует. Существует манипуля­тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, и соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятив­ное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потреб­ность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманисти­ческого общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом об­щения является не поддержание социальных связей, как в ритуаль­ном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипу­лятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны - это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связа­но с настроенностью и целями партнеров.

Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (ин­дивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социаль­ной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отно­шениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуаль­ности. В гуманистическом общении партнер воспринимается це­лостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важ­ные и неважные в данный момент качества.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия - самый эффективный из всех воз­можных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

(из книги В.А. Горянина. Психология общения)

В общении всегда присутствует 2 компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, по поводу чего развёртывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. У каждого человека свой, характерный тоько ему стиль общения. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности.

Начало научного исследования стиля общения связано с именем К. Левина. Он положил начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработал социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство рассматривается в соц. психологии как фено­мен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения. Начиная с 30-х гг. социальные психологи активно исследуют проблему лидерства, формулируют различные теории лидерства. Наиболее известными из них являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактив­ная теория, ситуационная теория и «синтетическая» теория.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили ли­дерства», обозначающее «совокупность приемов и методов; применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и анархичный.

Авторитарным (директивным, властным) называют стиль лидер­ства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

Демократичный (коллегиальный, коллективный) лидер стремит­ся управлять группой совместно с подчиненными, давая им доста­точную свободу действий.

Либеральный (анархический, попустительский) стиль лидерства­ форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется.

Из лекций.

Выделяю 4 основных типа по критерию – отношение к партнёру по общению:

1. Императивное (директивное, авторитарное) – человек, который так общается, относится к партнёру как к объекту. Этот тип общения может быть оправдан в некоторых критических ситуациях (пр., на войне). Но в межличностном общении он приносит только проблемы и конфликты. Это «общение с пристройкой сверху». (S→O – открытая позиция).

2. Манипулятивная стратегия – человек хочет воздействовать на своего партнёра, добиться того, что нужно ему. Партнёр выступает для него также объектом. Но, в данном случае субъект старается скрыть это воздействие. (S - - → O – скрытая позиция).

3. Диалогическое общение – человек выступает на равных со своим партнёром. Подлинно S - S субъект субъектное общение. Принципы подлинного диалогического общения: - здесь и сейчас, - безоценочное восприятие личности партнёра и принятие его таким, каков он есть, - восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и решение, - персонификация общения (разговор от своего собственного имени, без ссылки на другие мнения и авторитеты), - проблематизация общения (мы обсуждаем реальные проблемы, решаем интересующие нас вопросы). Это «общение с пристройкой рядом».

4. «Заискивающее» общение (зависимое) – человек изначально принимает зависимую позицию, он готов подчиняться, принимать решения другого, он сам ставит себя в роль объекта. Это «общение с пристройкой снизу».