logo search
соц

19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.

В рамках гуманистической социологии и психологии существует идея о том, что главное – это понимание смыслов человеческих действий, поступков. Поэтому преимущественно использование мягких методов исследования. Это работа с конкретным, частным объектов. В количественных методах преобладает дедукция, а качественных – индукция. Качественные – более экономичны, но предъявляют больше требований к личности исследователя, который становится инструментом. Возможно использование количественных и качественных методов во взаимодополнении.

Качественные методы – это методы научные и есть определенные требования и логика применения этих методов.

Семенова привела классификацию:

1) Тактики качественного исследования:

• Исследования отдельной общности или случая – кэйс-стади (case-study). Когда нужно исследовать уникальную общность во всей совокупности ее взаимосвязей. Используется для изучения определенных замкнутых общностей – для анализа бригад, коллективов, клинических практик. В течение длительного времени исследователь находится во взаимодействии с объектом исследования. Чаще всего результат – это прикладные советы, которые могут касаться разрешения конфликтных стадий или улучшения функционирования.

• Этнографическое исследование – пришло из культурной антропологии. Задача – описание и анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры – нормы, традиции, ценности, мифы и т.п. Результат – описание. Основная проблема – внедрение в общность. Через посредника нужно выйти на ключевые фигуры.

• Историческое исследование – устная история – изучение субъективного опыта переживания исторических событий. Пр., становление производственного общества, война и т.д. При этом необходимо помнить, что мы работаем с воспоминаниями и переживаниями – учет искренности и качеств личности. Можно соотносить с реальными фактами.

• История жизни – биографический метод изучения индивидуального пути и жизненного опыта на разных этапах жизни. Важна вся биография. Объект – выдающийся, уникальный или среднестатистический человек. Важно начинать с хронологических моментов и постепенно наращивать этот аспект историями.

• История семьи – семья как стабильная малая группа в контексте психологических, социальных жизненных изменений. Беседы с разными членами семьи, выделение главного, создание генеалогического графа, который показывает членов во всем многообразии родственных отношений.

• Восхождение к теории – тактика анализа данных, ориентированных на построение теории случая. Из данного случая мы переходим к построению теории случая.

2) Методы:

• Наблюдение – полевое, неструктурированное или полуструктурированное с детальной регистрацией событий в дневнике наблюдения (в case-study и этнографических исследованиях).

• Интервью – чаще используется полу- или неструктурированное интервью. Очень длительны (минимум 1,5 – 2 часа в течение нескольких дней). Расшифровка – 100-200 печатных страниц. Выделяют: 1)предельно неструктурированное (нарративное) – повествование человека о своей жизни. Он говорит, а мы молчим. 2) полуструктурированное – биографическое интервью. 3) лейтмотивное интервью – отслеживаем блок вопросов по поводу одного аспекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни. 4) фокусированное интервью – выделяем ситуации и глубоко и них беседуем. 5) диалоговое интервью или свободная беседа – исследователь более полно выражает свою точку зрения.

• Анализ личных документов (документов жизни) – наиболее распространенные – анализ дневников (реальных или по заданию исследователя), писем, фото, видео, все неодушевленные предметы.

Метод фокус-группы.

Фокусировка на какой-то проблеме – групповое интервью.

Первое подобное исследование – фокусированное интервью с группировками во второй мировой войне. В 1941 году Лазерефельд и Мертон – эффективная работа радио. 1943 – по эффективности пропаганды. Первое теоретическое описание 1946 – в книге Мертона, Кендалл и Фиске «Фокусированное интервью». У нас метод используется с конца 80-х – начала 90-х.

В основе механизм групповой дискуссии. Фазы:

  1. ориентация в проблеме;

  2. высказывания мнений;

  3. принятие решений; (в фокус-группах, последнего этапа – нет!!!)

В фокус-группе первые две стадии не требуют единства мнений. Главное – выявить весь спектр мнений. Дискуссию проводит модератор (ведущий) – подготовленный и компетентный социальный психолог и человек, разбирающийся в проблеме. Основные этапы – программа, цели и задачи, гипотез нет. В организации принимают участие: сам исследователь, модератор, ассистенты, стенографисты, технический персонал. Важно написание гайда (плана). Вопросы должны быть четкими, нетравмирующими. Гайд – по 3-5 страниц по 5-7 блоков, по ~15 вопросов в каждом. Набор (рекрутирование) участников зависит от проблемы. Испытуемые должны быть компетентными. Не рекомендуется реклама по СМИ. Стараются не приглашать людей, имеющих отношение к работе с группами и знакомых друг с другом людей. Важна гомогенность состава по значимым признакам – пол, возраст, образование, социальный статус, политические признаки. Важно, чтоб модератор не выпадал из этих групп. Важно также заранее оговорить время, место, вознаграждение, продолжительность.

Нужна комната средних размеров. Желателен овальный стол.

Оптимальное число участников – 6-8 людей. Если меньше человек – более глубокий анализ. По одной теме проводят 4-5 групп. 1 – пилотажная и 3-4 основных.

Проведение – поели-попили, вступительное слово модератора, знакомство, основные вопросы.

Посадка: наиболее активных сажают к себе ближе, наименее активных стимулируют взглядом. Сверхзадача – чтобы высказались все.

Часто используется просмотр и прослушивание видео- и аудиоматериалов. В конце подводится итог. Далее расшифровывается и распечатывается стенограмма и составляется отчет.

Главная особенность – быстрота и экономичность. Но есть претензии к методу ввиду репрезентативности выборок.