logo search
соц

81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.

Семья – система отношений, основанная на каком-то договоре (официальном/неофициальном) или на кровном родстве. (Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, связанной общностью быта и взаимной моральной ответственностью).

Основные понятия обшей теории систем. Общая тория систем была разработана Людвигом Ван Барталанфи. Это общенаучная философская система. Существует два основных взгляда на мир: механистический и организмический. Механистический – Ньютоно-Галилеевский – исходит из положения о разбиении предмета исследования на элементарные части, атомы. Характерна линейная причинно-следственная связь происходящего. Организмическо-биологический – исходит из аристотелевского положения о том, что целое всегда больше суммы составляющих его частей. Взаимосвязи всех элементов по круговой связи. Приложение этого последнего подхода к психологии дало выделение терапии.

Принципы. Система имеет структурную организации. Эта структура может быть топологической (местоположение объектов) и динамической. Социально-биологические системы являются динамическими. В них всегда есть движение - следовательно, все элементы влияют на другие элементы и испытывают влияние на себе. Воздействие на один элемент вызывает воздействие и на другие элементы системы.

Принцип иерархичности – в любой системе есть определенная иерархия. Каждая система является подсистемой более крупной системы.

Границы (между системой и ее окружением и между элементами системы) осуществляют защиту структуры и функций системы. Они могут быть фиксированными или подвижными. Чтобы функционирование было благополучным, границы должны быть подвижны и четко обозначены. Фиксированные границы ведут к застою и изоляции. Слишком открытые границы ведут к нечеткому распределению функций.

Говорят об открытых и закрытых системах. Социальные системы не могут быть полностью закрытыми – имеется в виду степень закрытости-открытости.

Процессы внутри системы могут быть • спиральными (спиралевидными) и • циркулярными (циркуляционными). Незаметный переход – непрерывный процесс; прерывистый – если развитие идет скачкообразно. Иногда говорят о том, что системы могут быть маневрирующими. Иногда, кажется, что семья находится в нескольких состояниях – "амбивалентные чувства".

В теории систем существует два уровня: первый – иерархический и второй – логический (более высокий). Система, которая находится на втором уровне, может описывать первые уровни. Это способность к рефлексии, способность системы иметь автопортрет – метауровень. Поведение системы относительно окружающей среды может быть активным или реактивным. При активном поведении у системы есть целевые характеристики. Чаще всего такая система как семья активна. Это самоорганизующаяся система. Ее движение определяется ее целями. В системе есть стремление к сохранению идентичности, целостности, стремление к тому, чтобы не развалиться, развиваясь. Это гомеостатические процессы. Сохранению баланса способствует обратная связь. В ответ на нее запускаются механизмы для восстановления равновесия. Дисфункция – когда семья не включает переорганизацию, когда это нужно.

Для описания способности к изменению вводят понятия "адаптивность" и "метаадаптивность". Адаптивность — это способность системы приспосабливаться к окружающей среде. Переорганизация происходит в основном благодаря некоторым количественным или структурным изменениям. Гомеостатические процессы в узком смысле, которые направлены на сохранение системы (семейные правила, мифы, хронические болезни). Изменения, которые не затрагивают структуры – изменения первого порядка, которые ведут к адаптации. Но для развития необходимы изменения второго порядка, которые переорганизуют структуру, изменяют суть семейных процессов.

Метаадаптация – это способность к адаптации. М.– возможность менять адаптацию, приспосабливать ее.

Основные параметры семейной структуры. Исследованием организации семенной структуры занимались в основном представители структурной школы. Главой этой школы является С. Минухин. Были выделены т.н. основные параметры системы, анализ которых позволяет выявить наиболее острые проблемы. Это: сплоченность, иерархия, гибкость системы, внешние и внутренние границы.

Сплоченность – это степень эмоциональной связи, близости, привязанности членов семьи друг к другу, степень, до которой члены семьи видят себя как единое целое. М. Боуэн подложил теорию дифференциации, которая отражает степень сплочённости. Дифференциация и сплоченность – это два полюса одной шкалы.

Иерархия – кто в семье авторитет, кто руководит; степень влияния членов семьи друг на друга; система разных ролей, соподчиненность.

Границы семейной системы – помогают регулировать семейные отношения с окружающей средой и отношения подсистем друг с другом (родительская, детская, прародителей и др.). Г. часто устанавливается через семейные правила. Границы семьи не должны быть слишком жесткими или слишком гибкими. В первом случае неминуем застой и отсутствие развития; во втором – большая разобщённость, отсутствие близких отношений, семья превращается в коммунальную квартиру. Если внутренние границы между родителями и детьми слишком жесткие, то возникает разобщенность; если слишком тесные – на ребенка ложится слишком большой груз – быть другом своих родителей, при этом не реализуются роли и провисают функции. Существуют индивидуальные границы, границ подсистем (родители-дети), границы между семьей и окружающими, границы между государствами. Флуктуация границ – круги жесткости границ чередуются. Основная цель психолога в работе с границами – переструктуировать их, можно прямо на приеме.

Циркулярная модель Олсона. Изучает соотношение сплоченности и гибкости. По горизонтали – уровень сплоченности. Последовательность уровней слева направо: разобщенные, разделенные, связанные, запутанные семьи. По вертикали — уровень гибкости. Последовательность уровней снизу вверх: ригидные, структурированные, гибкие, хаотичные семьи. Наиболее оптимальны средние уровни. Крайние уровни являются дисфункциональными. Крайний уровень сплоченности Боуэн назвал "недифференцированное эго-колесо" - слабодифференцированный человек (эмоции не дифференцированы от разума) действует под влиянием эмоций, не может объяснить, почему поступает так, а не иначе, любой стресс, изменение ситуации приводит к потере разума, человек постоянно находится в состоянии аффекта, не может не заражаться и чужими эмоциями. Запутанная семья – члены семьи слабодифференцированы, большие требования лояльности друг к другу, страх различий.

Разобщенная с. – нет эмоциональной близости, согласованного поведения, общих дел – стремление создавать коалиции, при попытке членов установить близкие отношения растет тревога.

Разделённый с. – ценно время, проводимое вне семьи, но есть и сплоченность. Проблемы являются условным толчком к интеграции.

Связанный с. – члены семьи часто проводят время вместе, но до уровня запутанности не доходят.

Ригидная с. – правила перестраиваются с большим прудом. Это сильно иерархизированные семьи.

Хаотичная с. – вообще нет правил, функции провисают, роли не распределены. Структурированная с. – демократичная семья, роли и правила стабильны, но есть возможность иx обсуждать.

Гибкая с. – всегда возможны переговоры. Дети порой принимают участие в них. В таких семьях порой не хватает лидерства. Семья может функционировать в разных стилях на разных этапах жизни.

Коммуникация – сбалансированность между уровнями ги6кости и сплоченности. Зависит от коммуникативных навыков. Heобходимы эмпатия, способность к самораскрытию, умение слушать, выражать свои мысли, договариваться. Супруги, вступая в брак, воспроизводит структурy родительской семьи или противоположную ей. Легче договориться людям, которые происходят из одинаковых или противоположных семей. Нужно учитывать, что для того, чтобы сделать наоборот, не так как было в родительской семье, надо сначала оказаться в ситуации как у родителей, а потам сделать наоборот. Нормы гибкости и сплоченности разнятся в разных культурах

По Олсону: дети, вступая в брак, повторяют модель родительской семьи или создают противоположную.

Семейные треугольники. О точки зрения Боуэна основной единицей семейной системы является треугольник. В общем виде это могут быть любые опрощения между тремя каналами связей, где в любом углу может оказаться любой предмет, деятельность, нарушение поведения и др. Основная идея – взаимоотношения двух участников треугольника зависят от третьей стороны. Когда ребенка вовлекают в отношения в диаде – это триангуляция. Обычно потребность в чрезмерном вовлечении третьего возникает, когда существует напряженность между двумя. Этот третий позволяет сбрасывать на него излишние эмоции.

Типы дисфункциональных семейных структур: 1) несбалансированные по степени гибкости и сплоченности; 2) структуры, которые включают в себя аутсайдеров (нелюбимый ребёнок, кто-то из прародителей); 3) структуры, включающие межпоколенную коалицию (особенно опасны, когда коалиции секретны (не осознаются или скрываются)); 4) структуры с перевернутой иерархией; 5) с нарушением иерархии в статусе детей.

Выделяют две группы стабилизаторов: - функциональные (общее место проживание, общие деньги, общие дела, развлечения); - дисфункциональные (дети, болезни, нарушения поведения).

82 =81