logo search
соц

Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).

(- соотнесли процесс социализа­ции с динамикой группового развития). «Групповая социализация» - аффективные, когнитивные и поведенчес­кие изменения, являющиеся результатом обоюдного влияния индивида и группы. В ходе взаимодействия разворачиваются три психологических nроцесса: оценивание, nринятие обязательств и ро­левое nеремещение. Оценивание отражает усилия, прилагаемые группой и индиви­дом с целью определения и уровня вознаграждений, которые стороны способны предоставить друг дру­гу (вознаграждаемость отношений). От исхода процесса оценивания зависит прuнятuе обязательств. Когда стороны воспринимают вознаграждаемость отношений как возрастающую, они в большей степени склонны связывать себя взаимными обязательствами и наоборот. Группы берут на себя большие обязательства относительно тех, кто помогает им достигать целей; индивиды чувствуют себя обязанными группам, способствующим удовлетворению ими своих личных нужд. Возникновение ролевого перемещения вызывается изменениями с течением времени в обязательствах групп и индивидов друг перед другом. Само ролевое перемещение представляет собой прохождение индивидом через три ролевые области нечленства (предпола­гаемые члены группы, т.е. индивиды в нее еще не вступившие – претенденты или выбывшие из группы), квазичлен­ства (новые члены, еще не достигшие статуса полноправногочлена, и маргинальные члены - утратившие этот статус) и полноправного членства в группе.

Динамика групповой социализации может быть описана серией последовательных фаз, отделяемых одна от другой ролевыми перемещениями индивидов. Всего таких фаз пять:

Фазы групповой социализации соотносятся со стадиями груп­пового развития, представленными в «командном варианте» модели Такмена (формирование, возмущение, упорядочение, выполнение и прекращение деятельности).

Кроме общих теоретических моделей развития группы, учитывающих все аспекты жизнедеятельности группы, создавались также и частные модели, в которых акцент делался на каком-то определенном аспект, например, на развитии эмоциональных отношений или инструментальной сферы группы. Также изучались экстремальные группы.

(2) Эмпирические модели развития группы. Стенфорд и Роарк описали динамику жизни ученического класса и выделили 7 стадий груnnообразованuя: 1) ориентационный этап (формируются представления учеников о классе, структура отношений складывается, в основном, из диад, учитель воспринимается как основной авторитет в классе); 2) формирование групповых норм (образ группы как целого в представлениях учеников); 3) межличностные конфликты (возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки учителя в вопросах, касающихся жизни класса); 4) первый опыт решения внутригрупповых конфликтов (развитие сплоченности и солидарности); 5) возникновение элементов сложившейся группы с выраженным чувством- «мы» (доминирует учебная активность и учебные цели); 6) доминирование эмоциональной активности (переоценка групповых норм, класс «закрывается» для учителя); 7) высший этап – группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, высок уровень групповой сплоченности.