logo search
соц

43. Лидерство как феномен психологической власти в группе

Лидерство, являясь психологическим по своей природе фено­меном (т.е. возникающим в системе неофициальных, неформаль­ных отношений), вместе с тем выступает и как средство органи­зации отношений этого типа, управления ими.

Существует большое количество работ отечествен­ных авторов по проблематике лидерства в малых группах.

Структурный аспект лидерства. В лабораторных экспериментах, проведенных еще в 50-е годы Бейлзом, Картером с сотрудни­ками, Слейтером было отчетливо показа­но, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конеч­ном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Причем, исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут Бейлзом и Слейтером

дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения: - сферу инструментальной активности; - сферу эмоциональной активности. Соответственно выделяют две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера.

Могут быть разные лидеры в зависимости от типа задач. Уманский: инструментальный лидер (лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-мастер); эмоциональный лидер (функции эмоционального притяжения, функция генератора эмоционального настроя).

Лидеры различаются диапазоном своих возможностей: узконаправленные – для решения конкретной задачи; широкий спектр возможностей – сохраняют позиции при смене задач.

Чем выше уровень развития группы, тем больше лидеров.

Личностный аспект лидерства. Баштинский и Пет­рушихина: исследования динамики лидерства в группах альпи­нистов. Помимо прочего, проводилось тестирование спортсменов по 16-факторному опросни­ку Кэттелла. В результате у всех лидеров была выявлена весьма суще­ственная роль фактора «Н» (отражает способность личности к организации группы). Таким образом, вновь отчетливо «заявил» О себе управленчес­кий компонент ценностного вклада члена группы, во многом обес­печивающий ему соответствующий лидерский статус.

Кричевский, Дубовская: изучение лидерства в учебных коллективах стар­шеклассников. Контент-анализ (сочинений об одном из одноклассников) позволял выделить набор качеств, наиболее ценимых старшеклассниками в сверстнике, а далее вычислялся процент таких качеств, прихо­дящийся на долю классных лидеров. Зафиксированные лидерские качества: отзывчивость, хороший товарищ, коллективизм, организаторские способности, оптимизм, общи­тельность, ответственность.

Теории происхождения лидерства:

«Теория черт» лидерства. Основной постулат: человек может стать лидером лишь при наличии у него некоторого универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные (теория базировалась на идеях Гальтона).

В 40-е годы были попытки систематизировать имеющиеся на то время списки лидерских черт. Но не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт. Стогдилл: проанализировал свыше 120 исследований лидерства и руководства. Оказалось, что, хотя и можно утвер­ждать о некотором превосходстве лидеров по интеллекту, эрудиции, спо­собности к пониманию ситуаций, красноречию, приспособляемости, надежности, активности, социабельности, популярности, тем не менее количественные различия были невелики, а корреляции лидерства с этими чертами значительно ва­рьировали от исследования к исследованию.

Но эта схема стала дополняться, стали появляться новые теории.

Ситуационная теория лидерства: учет фактора ситуации, в которой реализуются те или иные «лидерские черты». Обычно ситуация включает в себя: характеристики после­дователей, специфику решаемых группой задач, степень соответствия им на­личных ресурсов группы, взаимоотношения лидера с последовате­лями и т.д. Лидером становится тот, кто наиболее подходит, соответствует характеристикам ситуации.

Разработки в области когнитив­ных процессов привели к созданию «имплицитной теории» лидерства (Холландер и Джулиан). Люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Позднее Р. Лордом было показа­но, что люди действительно формируют некие обобщенные пред­ставления о лидерстве, которые обычно используют для оценки лидерского потенциала незнакомцев – прототипы лидерства. 3 уровня прототипа: 1 - представлен наиболее общими категориями (чем лидер отличается от нелидера); 2 - содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (лидеры в спорте, бизнесе..); 3 – предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной обла­сти (качества лидера, исполняющего определенные обязанности).

Тятифактор­ная модель личностных черт («Большая Пя­mepка»). Хоган с попытался выяс­нить, какие из факторов «Большой Пятерки» можно рассматри­вать в качестве детерминантов лидерства. Вывод: по меньшей мере четыре фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в ка­честве детерминантов лидерства: - экстраверсuя (высокий уровень выраженности - напористость, энергичность, ак­тивность); - невротизм (низкий уровень - эмоциональная стабильность, уве­ренность); - сознательность (высокий уровень - организованность, ответствен­ность, надежность, настойчивость); - доброжелательность (высокий уровень - склонность к сотрудниче­ству, неэгоистичность, доброта) (5-ый фактор открытость-закрытость не выявил существенных различий).

Синтетическая теория: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект этого процесса. Выделение лидера – групповая функция.

Механизм влияния в лидерстве. Этот аспект изучался Кричевским, Дубовской (Рыжак) как механизм влияния лидера на пос­ледователей и рассматривался в контексте феномена идентифика­ции (идентификация - следование поведен­ческим или личностным характеристикам другого лица, реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в сим­волических эквивалентах поведения). Начало привлечению фено­мена идентификации к анализу процесса влияния в лидерстве былло положено работой Холландера и Джулиана: впервые по­ставили вопрос о возможности рассмотрения идентификации как одного из механизмов влияния лидера на последователей. Последователи идентифицируются со своим лидером, это происходит избирательно, по качествам лидера, наиболее значимым для группы характеристикам (в основном, характеристики инструментального плана); влияние лидера происходит через идентификацию.

44. Эмоциональная структура малой группы.

И в жизни, и в любой науке эмоциональным отношениям между людьми отводится особая, часто противоречивая роль. Заслуга выделения эмоциональных от­ношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит Фрейду (-первая модель социальных отношений в группе). Сейчас она малоизвестна, но заложенные в нее теоретичес­кие принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям.

По Фрейду, группа создается двумя ви­дами эмоциональных связей членов группы: первичными и вторич­ными. Первичные - это связи каждого члена группы с лидером (во­жаком, отцом, вождем); возникают благодаря идентификации с лидером. Вто­ричные - связь каждого рядового члена группы с другими. Так, была открыта и заявлена сама по себе роль эмоциональных отношений в социальной жизни человека.

Дальнейший интерес к эмоциональным отношениям связан с созданием Морено знаменитой социомет­рической методики для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные усколь­зающие от объективного анализа эмоциональные отношения пред­метом научного рассмотрения, структура эмоциональных отноше­ний представлена в социально-психологической литературе преиму­щественно содержанием социометрических исследований.

Эмоциональная (социометрическая) структура малой группы может быть определена как совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных межличностных предпочтений.

Место конкретного человека в группе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональ­ным статусом), а сама структура эмоц. отношений обладает еще рядом важных харак­теристик:

Конфигурация эмоциональных стату­сов членов группы. Статус человека в структуре эмоциональных пред­почтений можно рассматривать как некоторое выражение степени его привлекательности для других. В социометрической статусной иерархии выделя­ются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы (они отличаются числом поло­жительных выборов и отвержений и их сочетанием). Среди популярных членов можно выделить «звезд» (эмоциональный центр, наиболее эмоционально привле­кательное лицо в группе). Среди непопулярных членов могут быть: пренебрегаемые, отвер­женные и изолированные.

Взаимность социометрических выборов. Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвер­жений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благо­приятнее. Групповая структура в целом также приобретает различ­ный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитаю­щие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях.

Система отвержений в группе. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах реше­ния конфликтов.

Наличие и взаимоотношения внут­ри устойчивых микрогрупп. Любая малая группа, численностью более 5-7 человек тяготе­ет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества - микро­группы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру. Взаимоотношения между устой­чивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном кли­мате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга…

Таковы основные характеристики социометрической структу­ры малой группы. Наиболее изученной и представленной в литера­туре является первая - эмоциональный статус человека в группе. Социометрический статус члена группы - величина достаточ­но устойчивая. Она не только сохраняется в данной группе, но и часто «переходит» в другую группу. Вместе с тем человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость.

Психологические и социальные факторы, влияющие на ста­тус: внешний вид, успехи в групповой деятельности, одаренность, некоторые свой­ства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабиль­ность нервной системы), обладание ценными для группы качествами.

Восприятие человеком своего социометрическо­го статуса почти всегда эмоционально ок­рашено и осуществляется в форме переживания. Эти переживания многообразны, но их можно сравнить между собой по определенному параметру: удовлетворенности или неудовлетворен­ности своим положением в группе (эксперимент Готтшальдта: показывал детям их фотографии сделанные без искажения, расширенные и суженные. Дети, удовлетворенные своим положением, вы­бирали фотографии без искажений, неудовлетворенные – фото с искажением, причем считали его правильным).

Эмоциональное отношение человека к своему статусу далеко не всегда совпадает с его объективной величиной. В различных груп­пах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и из­гоев, вполне удовлетворенных своим положением. Неадекватность в осознании своего статуса, характерная край­ним статусным категориям, имеет объясне­ния: например, защита от тревожной информации (низкостатусные не хотят осоз­навать свой статус, а высокостатус­ные боятся соответствовать ожиданиям).

Практический интерес представляет вопрос о спосо­бах влияния на эмоциональный статус человека в группе. Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы шанс найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к нему других участников группового общения.

В целом социо­метрическая структура группы нуждается в коррекции в тех случаях, когда эмоциональные отношения людей насыщены деструктивными конфликтами, угрожают целост­ности группы и продуктивности ее деятельности; если эмоциональ­ные отношения тормозят своей насыщенностью развитие деловых отношений; если несформированность эмоциональных отношений мешает развитию сплоченности, формированию мы-чувства у чле­нов группы и т.д.

Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчи­вые эмоциональные отношения членов группы, развивающиеся вне целей и задач деятельности, глубоко связана и с организационной струк­турой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативны­ми процессами. По существу, эмоциональные отношения пронизывают всю систему отношений в группе. Также эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей, задач группы и стиля управления.

45. Ролевая структура малой группы.

Понятию «социальная роль» в его современном звучании со­циальная психология обязана работам Мида, Мо­рено и Линтона (интеракционизм). Так, роль – это то, чего ждут от человека общество и другие в конкретной социаль­ной ситуации; то, чего он сам от себя ждет в конкретной социальной ситуации; реальное поведение, заданное содержанием статуса.

Роли делятся на формальные (сопряженных с должностными обязанностями) и неформальные (стихийно возникающих в группвом процессе). Разные авторы говорят о разных наборах ролей в группе. Все же есть нескольких ролей, которые есть почти во всех группах: лидера, новичка и «козла отпущения». Существует много различных подходов к классификации ро­лей.

Т. Шибутани: конвенциональные роли - пред­ставление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека, занимающего опред. статус, в некоторой конкретной групповой ситуации. иную статусную позицию в группе; межличностные роли - совокупность прав и обязанностей, которые связы­вают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принци­пиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливае­мые обязательства полностью зависят от индивидуальных особен­ностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.

По степени принятия че­ловеком его роли Сарбин и Ален выделяют 7 стадий присвое­ния роли и соответственно 7 видов ролей:

1) нулевая - обозначение роли формально;

2) ритуальная - исполнение роли без внутренней заинтере­сованности;

3) личностное принятие - углубленное исполнение роли;

4) исполнение роли под гипнозом;

5) невротическое погружение в роль (человек зависим от роли, ее исполнение становится навящивым);

6) экстатическое исполнение роли (человек стремится заниматься только этим);

7) максимальная включенность в роль (под воздействием веры в сверхъестественные силы).

Келлерман, воспользовав­шись представлениями о типах личности Лири, выделил 8 основных типов ролей, распределенных по парам противоположностей: ро­мантик - буквоед, невиновный - козел отпущения, ментор - ребе­нок, сектант - объединитель.

Выявление типов ролей, несомненно, представляет определенный интерес, но значительно более важным является вопрос об аде­кватной ролевой структуре малой группы. Соотношение набора ролей и особенностей групповой жизнедеятельности (характера целей, уровня развития и т.д.) рассматривается с разных точек зре­ния. В каждой группе есть свой набор ролей, который зависит от уровня развития группы. Этот набор может перераспределяться.

Филатова выделяет три совокупности групповых ролей в соот­ветствии с тремя возможными позициями человека в группе: ориен­тированные на задачу, на отношения и на себя. Роли, ориентированные на решение задачи: инициирование; информационный поиск; передача информации; координирование; оценивание; обеспечение консенсуса. Роли, ориентированные на поддержание отношений в группе: ободрение и поддержка; гармонизация отношений; посредник; обес­печение компромисса. Роли, связанные с ориентацией на себя: блокирование и от­вержение; агрессивность; уход; доминирование; стремление испове­доваться; запрашивание помощи.

Существуют и другие представления о связи ролевой структу­ры группы и эффективности ее жизнедеятельности. Так, исследова­ние Р. М. Белбина свидетельствует о том, что для получения дейст­вительно эффективной группы необходимы 8 ролей. Среди них:

Председатель - осуществляет руководство командой и координирует ее действия; он должен быть дисципли­нирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понять нужды других людей.

Организатор - это инициативный, легко возбудимый, мо­бильный и наиболее влиятельный человек в группе. Его сила заключается в стремлении и желании достичь цели, но он может быть сверхчувстви­тельным, раздражительным и нетерпеливым. Такой человек необхо­дим, поскольку побуждает других членов группы к действиям.

Мозговой центр - люди, входящие в мозговой центр компа­нии, в отличие от организатора устремлены в себя, но в интеллекту­альном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены коман­ды. Однако могут быть невнимательны к деталям, обижаться на кри­тику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.

Контролер - обладает скорее аналитическим складом ума. Он скрупулезно анализирует идеи и обладает способ­ностью увидеть слабые места в аргументах. Он менее общителен, чем другие, держится в стороне от коман­ды, но он необходим для проверки качества.

Исследователи резерва новых служащих - популярные членами команды, экстраверты, общительны и риско­ванны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенст­вования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользова­лись другие.

Трудоголики - являются практическими организаторами всей деятельности компании. Они превращают идеи в выполнимые зада­ния. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, их никогда не приводят в волнение мечты о буду­щем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.

Координаторы команды - сплачивают всю ко­манду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая вовсе, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом.

Детермuнатор - без него команда не смогла бы за­кончить ничего к назначенному сроку. Он проверяет детали, беспо­коится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безот­лагательно сделать. Его упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.

В целом, вопрос об эффективной ролевой структуре еще оста­ется мало разработанным.

Ролевой конфликт: может носить внутриличностный (занимает роль, которая не соответствует его личностным особенностям) и межличностный (борьба за роль) характер; внутриролевой и межролевой конфликты.

46. Общие представления о больших социальных группах, виды и формы проявления больших групп.

Выделяют малые и большие группы (основной критерий их разделения – наличие непосредственных контактов между членами группы). Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Исследования начались в начале 19 века. Лацарус, Штейнталь, а позднее Вундт заложили основы «психологии народов»; а идеи Лебона, Тарда, Сигеле легли в основу концепции «психологии масс». Эти исследования отцов-основателей социальной психологии носили теоретический характер, но в нач. 20 века стала бурно развиваться эмпирическая соц. психология и внимание сместилось на малые группы. Новая волна интереса к проблематике больших групп возникла в конце 20 века (бурные студенческие выступления, массовые выступления, появление различных движений –«зеленые»…). Изучение больших групп очень важно (имеет наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса). В сущности социальная психология без раздела о психологии больших групп вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Такая позиция характерна для отечественной психологии, где исследования психологии больших социальных групп занимают особое место. Они начали активно развиваться с самого начала «второго рождения» этой дисциплины, т.е. с 1960-х годов. В значительной степени это связано с формулированием предмета социальной психологии, явившимся следствием дискуссии 60-ых годов, где прозвучала мысль о необходимости сочетания психологического и социологического подходов. Следствием этого явилось признание права на существование специального раздела внутри социальной психологии – психологии больших социальных групп.

Ведутся дискуссии о предмете психологии больших групп, что нужно изучать. Андреева считает, что нужно определиться какие группы считать большими; нужно изучать их структуру, основные элементы, взаимосвязи между группами; рассматривать соотношение психики и отдельных индивидов с психологическими проявлениями самих больших групп; разрабатывать методологию.

Большие г. – значительные и изменяющиеся по числу участников человеч. сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и могут не знать о сущ-ии друг друга – их объединяют, в основном, признаки непсихологического плана (проживание на одной тер­ритории, принадлежность к единому социальному слою)

Виды больших социальных групп.

В общем большие группы делят на: - стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности людей (толпа, публика, аудитория), - организованные, устойчивые, долговременные группы (классы, этнические, профессиональные группы…)

Дилигенский выделяет 2 основных вида:

  1. Объективные макрогруппы (люди объединяются на основе общности и объективных связей, которые существуют независимо от сознания и воли входящих людей. Этносы, классы).

  2. Субъективно-психологические группы (объединяющиеся в результате сознательного выбора; толпа).

Донцов выделяет:

Группы:

Естественно, не может быть предложена некоторая общая схема изучения признаков, структуры и т.д. в столь различающихся группах. Каждая из этих групп обладает своеобразием; поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены своеобразием. Но можно выделить некоторые характеристики, отличающие большие группы от малых. В больших группах есть специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи, традиции, также есть специфические феномены: образ жизни. В рамках анализа образа жизни рассматривают интересы, ценности, потребности, наличие специфического языка. В больших группах гораздо более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессах, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов. Но, как уже говорилось, общие черты, свойственные той или иной большой группе нельзя абсолютизировать, т.к. отдельные виды отличаются разнообразием.

Уровни развитие больших групп (занимался Дилигенский):

  1. типологический (члены группы объективно схожи между собой по какому-то признаку. Признаки значительно влияют на поведение, психологию индивидов, но не являются основанием для создания психологической общности, они не осознают и не чувствуют единства)

  2. уровень идентификации (члены группы начинают осознавать свою принадлежность и идентифицируют себя с другими членами группы; осознание принадлежности приводит к появлению определенных обязанностей).

  3. уровень солидарности (или интегрированности) (группа действует как целое; знаменуется готовностью группы к совместным действиям. Члены осознают общность своих интересов, происходит организация внутри, регуляция отношений с другими группами. Появляются программы, стратегии общегрупповой деятельности).

Уровень развития определяет роль в обществе. У более организованных больше влияния.

Факторы, способствующие образованию психологической общности:

  1. степень гомогенности (однородности состава).

  2. степень эмпиричности, то есть насколько легко осознать себя членом группы (очевидность или непосредственность отражения в сознании людей тех признаков, которые помогают идентифицировать свою группу, отделить ее от других).

  3. характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций (есть общее информационное поле или нет, как налажена коммуникация, интенсивность коммуникаций).

  4. наличие идеологии, пропаганды (наиболее очевидно в политике, религии).

  5. общественно-исторический опыт (практика коллективного действия, ощущение общности судьбы).

При анализе больших групп часто используется общепсихологический подход. Так, исследуются различные сферы: когнитивная (коолективные представления, социальное мышление, ментальность, массовое сознание), мотивационная (общегрупповые потребности, цели, задачи, ценности…), аффективная (групповые чувства, эмоции, массовые настроения), деятельностная (групповое поведение, коллективная деятельность) сферы.

Формы проявления психологии больших групп (проявления всех сфер). Выделяют 2 основные формы: