logo search
соц

36. Групповая динамика и её психологические показатели.

Понятие групповой динамики. Взгляд на группу как на динамически развивающиеся межлич­ностные отношения восходит к традициям когнитивизма и интерак­цинизма.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве». Собственно, за этим термином не стояла стройная концепция группового развития. Скорее, речь шла об очень плодотворной идее, общем подходе, существенно влияющем на современные научные воззрения. Общее положение К. Левина, касающееся групповой динамики как научного направле­ния, может быть сформулировано следующим образом: это дисцип­лина, изучающая положительные и отрицательные силы, действую­щие на человека в группе. Сама же группа в рамках этой дис­циплины понималась как «динамическое целое». Идеи: - группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она способна изменять их индивидуальное поведе­ние; - оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведение отдельных ее членов; - основа группы - не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы…

Каждое из свойств группы, теоретически выведенное Левином из принципов гештальт-психологии, в дальнейшем было описано эмпирически и присутствует в современной психологии малой группы под другим названием. Действительно, в результате многолетних исследований групповых процессов были выявлены некоторые общие закономер­ности функционирования и развития групп различной направлен­ности.

Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко. Как отмеча­ет Андреева, сегодня он используется для описания некоторой реальности в жизни группы: «Групповая динамика, в отличие от ста­тики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие». По Андреевой, именно изучение процессов, которые происходят в жизни группы, является главной задачей социально-психологического анализа. Среди наиважнейших тра­диционно рассматриваются такие групповые процессы, как процесс образования и развития группы, норма­тивное влияние (процессы жизнедеятельности сложившейся группы), процессы управления группой, развитие и сплочение, принятие групповых реше­ний.

Вопросы образования группы очень по-разному рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе. Для зарубежных авто­ров основной интерес заключается в психологических причинах вхождения человека в группу. В первый момент это представляется закономерным, но в таком варианте проблема образования малой группы выглядит крайне однобоко, почти нереально. Робер и Тильман счи­тают, что основная причина, по которой человек стремится войти в группу, - это получение удовлетворения от взаимодействия с други­ми людьми. Эл­лиот: Одним из первичных элементов являет­ся защита от психологической тревоги (психоанали­тический взгляд на проблему группообразования). Однако и за рам­ками этой парадигмы широко распространена точка зрения, что группа возникает из необходимости для людей удовлетворить ряд своих личных потребностей (в признании, поддержке, самореализа­ции и др.). Однако большинство групп появляется не потому, что люди решили объединиться для удовлетворения своих личных нужд, а потому, что такого рода структура закономерно возникает в рамках тех или иных социальных институтов или организаций (производственная бригада, класс… - формальные группы). В этом случае сначала возникает номинальная группа с вакансиями для по­тенциальных участников, а затем люди, занявшие эти вакансии, на­чинают выстраивать психологические отношения (в том числе удовлетворяющие их личные потребности).

Так, Кричевский и Дубовская считают, что возникно­вение организованной группы следует рассматривать как двухсту­пенчатый процесс: сначала группа формально объявляется, а затем она наполняется конкретными людьми. На второй ступени личные побуждения людей играют значительную роль. В большинстве слу­чаев человек сам решает, стать ли ему членом данной группы, сооб­разуясь со своими ожиданиями, ценностями и амбициями, само­оценкой и другим. Члены группы начинают строить взаимоотношения, благодаря чему группа в целом развивается, изменяя от стадии к стадии свои характеристики, приобретая новые свойства и возможности.

В основном, человек вступает в группу ради удовлетворения потребностей, свя­занных со сферой человеческого общения. Но факторы, побуждаю­щие индивида к вхождению в группу, не исчерпываются един­ственно лишь системой его потребностей и ценностей. Они вклю­чают в себя и ряд других переменных: например, социальные и профессиональные ресурсы индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым член­ством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, прогpамм, специфики деятельности и т.д. Также важна рыночная конъюнктура (выбор на рынке профессий обусловлен их престижностью в обще­стве, теми социальными и экономическими выгодами, которые они сулят своим владельцам)

По мнению Шоу, социальная группа выполняет две своеобразные функции: -служит непосредственно средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять в ней свое членство; - выполняет инструментальную функ­цию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает до­ступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы.

Итак, причины возникновения групп (вхождения человека в группу) многообразны и включа­ют в себя широкий спектр как собственно психологических, субъек­тивных, так и непсихологических, объективных, факторов. Главным образом именно последние лежат в основе возникновения официальных, формальных малых групп. В то же время не стоит недооценивать и роль факторов субъективного порядка. Хотя их влияние является, конечно, ключевым в возникновении психологических, нефор­мальных групп, оно, как показывает жизнь, способно обнаружи­вать себя и на уровне официальных организационных структур.

Группа проходит в своем развитии различные стадии. Существуют разные подходы к выделению стадий развития групп:

  1. - теоретические модели развития (Петровский, Уманский, Такмен…)

  2. - эмпирические модели развития (лонгитюдные исследования жизни реальных групп; Стэнфорд, Роарк)

- рассмотрение стадий развития групп на примере временных групп (Беннис, Шеппард).

Нормативное влияние на человека оказывает как групповое большинство, так и групповое меньшинство. Влияние большинства основано на информационной и нормативной зависимости человека от его группы. Конформность, демонстрируемая человеком в группе, явля­ется, по сути, не индивидуальным, а групповым феноменом. Основные источники нормативного влияния меньшинст­ва - уверенность, гибкость, последовательность позиции, уважи­тельное отношение к оппонентам. Основные следствия – развитие группы, стимуляция познавательной активности членов группы.

Самоопределение человека в отношении групповых норм приводит к тому, что данная группа становится либо референтной, либо группой членства. Референтной является идеальная или реаль­ная группа, к которой человек себя субъективно причисляет, нормы и ценности которой он разделяет.

Процесс принятия решений в реальных группах характери­зуется такими феноменами, как групповая поляризация, сдвиг к риску, огруппление мышления. Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группой эффективных решений. Традиционно к технологиям при­нятия эффективных групповых решений относят: групповое интер­вью, мозговой штурм и групповую дискуссию.

Сплочение.

Механизмы групповой динамики. Можно выделить по меньшей мере три таких механизма групповой динамики: -разрешение внутригрупповых противоречий; -«идиосинкразический кредит»; - психологический обмен.

Разрешение противоречий. Нескольких типов внутригруп­повых противоречий. Например, противоречие между воз­растающими потенциальными возможностями группы и ее акту­альной деятельностью, между растущим стремлени­ем членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личнос­ти в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения ука­занных противоречий и их последующего разрешения.

Пси­хоаналитик Шамбо: Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассог­ласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приво­дит группу к дестабилизации и конфликту.

«Идиосинкразический кредит» (Холландер). Правда, сам Хол­ландер указанный феномен с развитием группы не связывал и рас­сматривал его в ракурсе проблемы соотношения уровня нормативного поведения И величины статуса индивида в группе. Предполагается, что, вопреки традиционным представлени­ям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реа­лизует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новше­ства, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функциониро­вания. Причем, члену группы может быть позво­лено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное пове­дение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, харак­теризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).

Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита» выступает в качестве одного из условий внедре­ния в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую ступень жизнедеятельности.

Психологический обмен. Одна из его разновидностей - ценностный обмен. Ценности - материальный или нематериальныu предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребно­сти, отвечать его интересам. Применительно к взаимодействию людей в малой социальной группе имеется в виду, что в многооб­разии форм совместной деятельности ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относя­щихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т.п. Человек привносит в группу свои знания, умения…; группа также удовлетворяет некоторые потребности человека - психологический обмен. Чем выше вклад человека, тем больше он и получает (статус, уважение). Если затраты пропорциональны вознаграждению, то человек удовлетворен и его положение остается стабильным.

Кричевский предполагает по­уровневый характер ценностного обмена в малой группе, обуслов­ливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Выделяет два уровня ценност­ного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

Диадный уровень - наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом слу­чае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете - внутри множества диад, и имеет своим следствием приписывание индивидами друг другу определенного статуса. Дополнительно учитывается и такой момент, как значительная соподчинен­ность диадных целей общегрупповым. Собственно групповой уровень - более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа как целое, определяющее в итоге статус своих членов в зави­симости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации - две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа.

37. Структурные характеристики малой группы.

Структура группы изучается в разных аспектах. Выделяются разные уровни в структуре группы; также используется многомерный анализ (на каждом уровне есть своя иерархия).

Поуровневый анализ групповой структуры. Подоб­ного рода анализ состоит в выделении различными авторами опре­деленных систем внутригрупповых отношений, иерархически рас­полагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, различные типы групповых деятельнос­тей задают и различные системы внутригрупповых отношений - де­ловых (инструментальная дея-ть) и эмо­циональных (экспрессивная дея-ть).

Реализация членами группы определенных институционально заданных функций по ре­шению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему официальных отношений. Связи между индивидами, выполняющими различные роли, образуют систему неофициальных деловых отношений. Также в группе сосуществует и система неофициальных отношений - отношений эмоци­онального типа, представляющих собой различные неинструмен­тальные формы межличностного общения.

Довольно развернутая модель многоуровневой структуры меж­личностных отношений представлена А. В. Петровским в его стра­тометрической концепции коллектива. Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе. В качест­ве ядра рассматривается совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятель­ности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руковод­ства. Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Средний слой - межличностные отношения чле­нов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения). Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные от­ношения).

Многомерный анализ групповой структуры. В этом случае за основу анализа берется главным образом фактор престижности занимаемых инди­видами позиций в системах официаль­ных и неофициальных отношений. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. по ве­личине статуса) позиции. Вертикальная и горизонтальная структуры.

Измерения групповой структуры: - формально-статусное измерение; - социометрическое измерение; - групповые роли; - модели коммуникативных сетей; - позиции социальной власти; - лидерство.

Формально-статусное измерение дает представление о субор­динированности позиций индивидов в системе официальных от­ношений в группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации. По имеющимся данным, формальный статус индивида в группе (т.е. сте­пень престижности занимаемой им позиции или должности) значи­тельно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. Чем выше статус, тем эффективнее влияние человека на членов группы; статус влияет на самооценку…

Социометрическое измерение характеризует субординирован­ность позиций индивидов в системе внутригрупповых меж­личностных предпочтений (социометрическая структура).

Групповые роли - элемент групповой структуры; роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в, группе.

Роли делятся на формальные (сопряженных с должностными обязанностями) и неформальные (стихийно возникающих в группвом процессе). Разные авторы говорят о разных наборах ролей в группе. Все же есть нескольких ролей, которые есть почти во всех группах: лидера, новичка и «козла отпущения».

Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевых конфликтов. В одних случаях они носят внутрилично­стный характер (индивид осознает недостаток знаний, способнос­тей, мотивации, необходимых для эффективного выполне­ния роли), в других – межличностный характер (борьба за роль).

Модели коммуникативных сетей - коммуникативное измерение групповой структуры. Они указыва­ют на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информа­ции. Выделяют централизованные (когда информация, касающа­яся группы, концентрируется главным образом в руках одного че­ловека - лидера или руководителя) и децентрализованных (когда аналогичная информация рассредоточена, распределена между членами группы) коммуникативных сетей. Централизованные сети: - фронтальная, - радиальная, - иерархическая сети. Децентрализованные сети: - цепочная, - круговая, - полная сети.

Позиции соци­альной власти. Они отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказы­вать влияние в группе. Ученые называют 5 типов социальной власти: - вознаграждающая власть; - наказывающая (или принуждающая) власть; - легитимная власть (основана на допущении, что один ин­дивид имеет узаконенное право предписывать поведение другого индивида); - референтная власть (основывается на отношениях симпатии, эмоционального предпочтения); - экспертная власть (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности). Позднее добавился еще один тип - информа­ционная власть.

К числу разновидностей соци­альной власти относятся и феномены руководства и лидерства, выступающие как проявления процесса влияния. Только в случае руководства это влияние зафиксировано институционально, т.е. является социальным по своей природе, а в случае лидерства возни­кает спонтанно, т.е. является психологическим (социаль­но-психологическим) по своей природе.

В лидерстве отражена субординированность позиций индивидов в зависимости от их цен­ностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Феномен лидерства наиболее демонст­ративен в структурах инструментального и эмоционального лидерства.

Представленные выше измерения групповой структуры по­зволяют парциально подойти к ее анализу, дать более развернутое и вместе с тем подлинно системное ее описание. Отчетливо видна взаимосвязь и взаимовлияние рассматривавшихся измерений. Каждое отдельное измерение групповой струк­туры «отдельная структура», по выражению Шоу, выступает некоторым детерминирующим фактором развития других измере­ний, и в конечном счете - структуры груп­пы в целом. Правда, по мнению специалистов, образование целостной структуры зависит и от ряда иных факторов, в том числе индивидуально-личностных харак­теристик членов группы и условий функционирования последней.

38. Групповые нормы, нормативное поведение и нормативное влияние в группе.

Норма – определенной правило, вырабатываемое группой в процессе жизнедеятельности, которое признается большинством и реализует взаимоотношения в группе. Нормативное поведение - поведение, связанное с реализацией групповых норм. Групповая норма как некоторое правило, стандарт поведения в группе, как регулятор развертывающихся в ней отношений относится к эле­ментам групповой структуры, будучи сопряженной с други­ми ее элементами - статусом, ролью. Вместе с тем, учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений соци­ального влияния в группе, есть основание рассматривать норматив­ное поведение как самостоятельный раздел групповой психологии.

Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписа­ний и т.д., проведенный рядом авторов, позволяет дать общую характеристику функционирования норм в малой группе:

Исследования нормативного влияния группового большинства. Исследования данного типа во многом стимулированы ставшими теперь уже классическими работами Аша; они по­ложили начало экспериментальному изучению феномена конформ­ного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства.

Опыты Аша: Испытуемому («наивному субъек­ту») предъявлялись две карточки. На одной из них была изображе­на одна линия, на другой - три линии разной длины. Требовалось определить, какая из трех линий на одной карточке равна линии на другой карточке. Решение «наивный субъект» принимал в групповой ситуации последним. Перед ним аналогичную задачу решали сообщники экспериментатора, которые по договоренности с ним давали одинаковые, заведомо неверные ответы. Таким обра­зом, «наивный субъект» оказывался в ситуации, когда его мнение противоречило неправильному, но единодушному мнению боль­шинства членов экспериментальной группы.

Фак­торы конформного поведения:

- личностные ха­рактеристики членов группы, предрасполагающих их к актам кон­формного поведения (существует отрица­тельная зависимость между склонностью членов группы к кон­формному поведению и интеллектом, способностью к лидерству, толерантностью к стрессу, социальной активностью и ответственностью. Также женщины более конформны, чем мужчины. Возрастные особенности: максимум конформности - 12-13 лет; есть и другие данные)

- групповые факторы: величина группы, структура коммуникативных сетей, степень групповой сплоченно­сти, особенности композиции группы. Конформность усиливается при: - единодушии большинства, - децентрализованных коммуникативных сетях, - гомогенности и сплоченности группы.

Разновидности конформного поведения: некоторые авторы выделяют процессы выражения внешнего согласия инди­вида с групповыми нормами (публичная конформность) их внут­реннему (личному) одобрению.

Дойч и Джерард указали на два типа социального влияния в группе: нормативное и информационное. В случае нормативного влияния конформность вызывается жела­нием личности действовать в соответствии с групповыми предпи­саниями, при информационном влиянии - поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение.

Чудновский выделяет два типа кон­формного поведения: внешнее и внутреннее подчинение индивида группе. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: - в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождаю­щемся острым внутренним конфликтом; - в созна­тельном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами.

Келмен выделил три качественно отличных уровня конформно­го поведения: подчинение (внешнее подчинение большинству, человек остается при своем мнении), идентификация (при этом также имеет место принятие навязываемого поведения, но здесь субъект верит в эти мнения; человек соотносит себя с другими «я как он»), интернализация (усвоение идей и принятие их как своих собственных, характерно совпадение мнений, высказываемых группой, с систе­мой ценностей данной конкретной личности).

Джерард и Дойч предложили информационную теорию конформности. В ней утверждается, что конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории, касающейся по­следствий поиска человеком информации в ситуациях, в которых он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. Такой поиск вызван стремлением субъекта свес­ти к минимуму неопределенность своего положения в ситуации. Информационный процесс осуществляется посредством двух различных типов социального сравнения: сравнительного оценивания (человек использует поведение других как стандарт) и отраженного оценивания (человек формирует впечатление о себе, исходя из поведения других, ориентированного на него).

Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках теорий психологического обмена (личность ве­дет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы).

Конформность к групповым нормам, т.е. степень поведен­ческого соответствия им, в одних ситуациях есть позитивный, а в других ситуациях - негативный фактор функционирования груп­пы.

Нормативное влияние меньшинства. Эта ли­ния берет начало в исследованиях школы Московиси.

Критиковал теорию Аша, согласно которой поведение личности в группе есть адап­тивный процесс; способствуя этой адаптации, конформность фак­тически выступает как определенное требование социальной группы (отклонение от нормы – плохая адаптация и угроза существования группы). Московиси утверждает, что инновации и социальные измене­ния часто возникают на периферии общества, а не по инициативе его лидеров, и что решающую роль в развитии этих процессов могут сыграть лица, составляющие по своим взглядам общественное меньшинство.

Эксперименты Московиси и Фошо: группам из 6 человек (двух сообщников экспериментатора и четырех «наивных субъектов») предъявлялся тест цветового восприятия( стимульный материал – голубые слайды); сообщники экспери­ментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеле­ный цвет, оказывая тем самым влияние на большинство. Результаты: «со­общники» (меньшинство) оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов; также менялся порог цветового различения (влияние меньшинства выступило не только как одномоментный факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью).

Поведенческии стиль меньшинства. Важны такие характеристики стиля, как его устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирова­ние соответствующих аргументов.

Последствия отклонения от групповых норм. Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов поведения сопровожда­ется применением к отклоняющимся определенных санкций (насмешки; угроы…). Последствием отклонения от норм может стать как поощрение (выражается в большей коммуникации, повышении статуса), так и наказание (снижение коммуникации, насмешки, игнорирование)

Эксперименты Шех­тера:

Были созданы 4 типа студенческих групп, периодически собиравшихся для обсуждения близкой им пробле­матики (юриспруденция, редакторское дело, театр и кино, технические проблемы). Группы отличались уровнем сплоченности и степенью значимости для членов каждой из них тематики обсуждения - истории судебного дела несовершеннолетнего преступника.

Каждый член группы знакомился с историей и решал, что следует сделать с преступником. Затем индивидуальные мнения зачитывались группе. Одновременно свои суждения высказывали «сообщники» экспериментатора. Один из них сразу же соглашался с неким усредненным мнением груп­пы (своего рода «нормой») и поддерживал его в ходе последую­щей дискуссии, а два других занимали противоположную ему по­зицию. Однако в процессе дискуссии один из «сообщников» прини­мал влияние группы и менял свое мнение, а другой упорствовал в своем решении до конца дискуссии. Результат: сначала обоих пытались переубедить, после того как один из них соглашался с группой, адресованные ему коммуникативные потоки ослабевали; что касается второго сообщника, не соглашавшегося с большинством, то после сильного дав­ления на него со стороны группы общение с ним прекращалось: группа как бы отвергала его. Выявлен­ные в эксперименте тенденции (давления и отвержения) возрас­тали в зависимости от степени сплоченности группы и релевант­ности (значимости) обсуждавшейся темы.