logo search
соц

30. Особенности соц. Перцепции

Термин «соц. пер­цепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разра­ботки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под соц. перцепцией понималась социальная де­терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част­ности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: соц. перцепцией стали называть процесс воспри­ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие соц. общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че­ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер­цепции, но не исчерпывает ее.

Если представить себе процессы социальной перцепции в пол­ном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объ­екта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индиви­да, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, при­надлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие соц. общности, которые в принципе так же могут воспри­ниматься, то и в этом случае получаются четыре различных про­цесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо­бенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъ­екта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов соци­альной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, воспри­ятие группой в целом другой группы (8). Почти каж­дый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в соц. психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимо­понимания партнеров по общению. В плане общения, целесообразно говорить не вообще о соци­альной перцепции, а о межличностной перцепции, или межлич­ностном восприятии (или о восприятии человека человеком). В данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы.

Но кроме этого, возникает необхо­димость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объ­ектов обладает такими многочисленными специфическими черта­ми, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не уклады­вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологичес­кой литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие позна­вательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к выражению «познание другого». Это более широкое понимание термина обусловлено специ­фическими чертами восприятия другого человека, к которым от­носится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представле­ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается фор­мирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно боль­шое значение ряду дополнительных факторов, которые не игра­ют столь существенной роли при восприятии физических объек­тов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеоб­разно, поскольку в процесс селекции включается значимость це­лей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на ос­нове сходства с прежними впечатлениями, дает основание для сте­реотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально за­регистрированы и при восприятии физических объектов, значи­мость их в области восприятия людьми друг друга в огромной сте­пени возрастает.

Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой тран­зактной психологии. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в не­сколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных про­цессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие дру­гого человека означает восприятие его внешних признаков, соот­несение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Различия понимания перцепции в общей и соц. Ψ

Общая Ψ

Соц. Ψ

Различие самой области, самого предмета исследования.

Предмет исследования – перцепция – более четко отделен от других процессов.

Под перцепцией понимается более широкая область психических процессов 9не только восприятие в узком смысле, но и когнитивные, мотивационные и эмоциональные процессы).

Различие структуры описания.

Исследования в основном сконцентрированы вокруг самого процесса восприятия.

Описание самого процесса заканчивается описанием перцептивного образа.

Большое внимание уделяется как субъекту, так и объекту восприятия.

Описание процесса начинается с описания перцептивного образа.

Различие в понимании детерминации перцептивных процессов.

Понимание более широкое (охватывает взаимосвязь с культурно-историческим развитием в целом).

Понимание более конкретно: процессы перцепции изучаются в связи с процессами общения, взаимодействия, совместной деятельности в конкретной группе.

Эффекты социальной перцепции:

(Большинство из них выделены и изучены с восприятием незнакомого человека)

  1. Эффект установки (заранее получаемая информация создает установку).

  2. Эффект ореола (галоэффект) – установка, сформированная в процессе первого взаимодействия.

  3. Эффект первичности – первая информация о незнакомом человеке является наиболее значимой, более устойчивой и сильнее влияет на восприятие. С хорошо знакомым человеком действует эффект новизны.

  4. Эффект (явление) стереотипизации. Воспринимая другого человека, мы подводим его под определенный эталон, стереотип, который есть у нас относительно той группы, к которой данный человек принадлежит. С одной стороны, стереотип позволяет экономить время но с другой. Часто приводит к предрассудкам.

В принципе здесь можно рассказывать весь 29 вопрос!

(перед любым вопросом по группе дать определение группы):

Понятие социальной группы. Определение Донцова: социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности. Среди основных признаков социальной группы автор выделяет: включенность данного объ­единения людей в более широкий социальный контекст; наличие общего личностно значимого основания (причины) для нахождения в этом объединении; достаточную длительность существо­вания, позволяющую создавать предметы и феномены групповой культуры, истории; осознание участниками своей принадлежности к сообществу и возникновение на этой основе мы-чувства и другие.

За более чем вековую историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество дефиниций: - «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимoдeйcтвии друг с другом, составляет социальную группу или соци­aльный агрегат» (Сорокин); - «Группа есть совокупность идеалов, представлений и привы­чек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и сущест­вующих только в этих сознаниях» (Оллпорт); - «Социальную группу можно представить как собрание индиви­дов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действу­ют на ее основе» (Тернер).

Шоу рассмотрел более полутора десятков определений малой группы, он расклассифицировал их по следующим шести категориям в зависи­мости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни: 1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом, 2) мотивацию членов группы, 3) групповых целей, 4) организационные (структурные) характеристики группы, 5) взаимозависимость и 6) взаимодействие членов группы. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с дру­гом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Вместе с тем он считает, что, хотя взаимо­действие есть существенный признак, отличающий группу от про­стого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее характеристик: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры; отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе. Также к числу важных признаков малой груп­пы относится - осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы; группа признается элементом окружающего мира.

Андреева: малая группа – немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возник­новения групповых норм, процессов и межличностных отношений. В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте - ценности, цели, задачи и способы взаимодействия - и непосредственный кон­такт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление.