«Видите, на какие жертвы мы идем!»
Эта игра подходит для партнеров того, кто в прежних играх выступал в роли «ведущего». Короче говоря, когда партнерам надоедает поведение главного игрока, они начинают лишь делать вид, будто заботятся о нем, стараются, прикладывают все усилия к тому, чтобы дорогому им человеку стало лучше. На самом же деле они как бы объявляют ему бойкот, теша себя надеждами, что все это набьет бедолаге оскомину и он как-нибудь выпутается из создавшегося положения. В данную игру можно играть и одному. Например, решается на развод. Дома он ведет себя так, словно с цепи сорвался. Но вместе с тем на словах демонстрирует обратное - подчеркивает, что не желает разрывать семейных уз. Его супруга, пребывая в полном смятении (чему верить - словам или поступкам?), обращается за помощью к специалисту. Муж охотно идет ей навстречу, наносит визиты в консультацию, изображая стремление изменить существующий порядок вещей к лучшему. И чем дальше, тем больше загоняет партнершу в угол, пока, наконец, не доводит дело до того, что она первой заговаривает о разводе. Моральный облик супруга не пострадал - ведь он приложил столько усилий, он ни в чем не виноват, это не он лишил детей отца и разрушил семью, он делал все, от него зависящее. Посещал даже консультацию, но и это не помогло.
«Да. но...»
Речь идет еще об одной манипулятивной игре, в процессе которой играющий в нее побуждает свое окружение высказывать различные точки зрения, с которыми он всякий раз соглашается, правда, с добавлением словечка «но». Обрисовав какую-нибудь проблему, он просит окружающих высказаться по поводу ее возможного решения. Однако все их предложения отвергает, с тем чтобы услышать новые. Партнеры пытаются склонить играющего принять их помощь. Тот же, подобно строптивому дитяти, как бы говорит им: «Давайте-давайте, я хитрее вас всех и благодарить вас мне совершенно не за что».
Игра может распространяться как на вопросы жизни и смерти, так и на сущие пустяки типа: «Ну так что, фильм мне
смотреть или хоккей?». Для примера Ml выбрали нечто среднее:
А: Какие красивые у тебя цветы! Все-таки приятно иметь что-нибудь в этом роде в своей квартире. Жаль что у меня дома нет ни цветочка.
Б: Ну, это не проблема. Я охотно дам тебе отросток и ты вырастишь цветы не хуже.
А: Что ты, неудобно как-то.
Б: Удобно, удобно. Я буду даже рада, видишь сколько их у меня. Могу дать и подросшие растения.
А. Нет, нет. Просто уважать себя перестану; если заберу у тебя цветы.
Б: (смеясь): Не хочешь брать даром, тогда купи.
А: Вот это другое дело. Только кто их поливать будет?
Б: Ты сама или дочка. Да и сын может этим заняться. Ему уже семь, мальчик справится. К тому же у тебя есть еще муж и мама.
А: Я на них рассчитывать не могу. А сама-то наверняка забуду полить. Я бы с удовольствием, но вот память...
Б: Если все дело в дырявой памяти, так этому легко помочь. Оставляй возле будильника записку: «Внимание! Утром не забудь полить цветы, если нет воды. В мисочке под горшком».
А: Да, но я по утрам собираюсь в такой спешке, что ни на что не хватает времени.
Б: Можно поливать и после работы.
А: Да как же это упомнишь?
Б: Мало ли способов! Но... Знаешь что? Ответственность за это я беру на себя. Видимся мы каждый день, я буду просто тебе напоминать, и точка.
А: Это было бы просто чудесно. Но что ты говорила о мисочках?
Б: Ну, в них, после того как польешь, появляется вода, на донышке.
А: Да у меня и нет подходящих мисок.
Б: Их нетрудно купить.
А: Оно так, но я не такая уж богатая. Сама знаешь, как все нынче дорого.
Б: Можно подумать, будто речь идет о трехстах горшках и мисках. Начни с малого - купи штуки две-три впрочем, я спокойно могу подарить тебе три или даже четыре миски.
А: Замечательно! Но у меня и горшочков нет, да земли тоже.
Б: Послушай, на следующей неделе у тебя день рождения. Если хочешь, я подарю тебе три горшочка, три мисочки, землю, лейку, прямо с водой, и три цветка, такие, которые не засохнут даже при нерегулярно поливе. В придачу ты получишь книгу «Растения в домашнем хозяйстве».
А: Ты просто золото! Но если ты так сделаешь, это не окажется сюрпризом. А для меня важен не столько даже подарок, сколько сюрприз.
Б: Что ж, тогда я дарю их тебе просто так. Из уважения.
А: Ты действительно чудо! Но ведь землю нужно удобрять.
Б: Когда еще до этого дойдет дело... В общем, я тебе помогу.
А: Знаешь, что я вычитала в одной книжке? Будто у некоторых людей цветы вызывают аллергию. Боюсь, как бы наш Гонзик от них не заболел. Ведь нынче каждый третий ребенок страдает этим заболеванием...
Б: Что тебе на это сказать? Могу подобрать растения, которые не вызывают аллергии. К тому же зять-то у меня аллерголог, можно с ним посоветоваться.
А: Это было бы прекрасно! Но не удобно как-то беспокоить твоего зятя...
И так до бесконечности. Если они еще живы, наверное, по сей день играют в «Да, но...».
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики