logo
Райгородский Д

Умение слушать

Умение слушать - это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Умение слушать у людей развито неодинаково: про одних гово­рят, что «они умеют слушать», про других, что «они не умеют слушать», поэтому первые и более приятны в общении, и с ни­ми легче общаться, вести переговоры, договариваться. Как от­мечал французский мыслитель Лабрюйер: «Талантом собесед­ника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие».

Умение слушать как метод восприятия информации ис­пользуется в деловом общении намного чаще, чем умения чи­тать и писать вместе взятые:

слушание - 40% рабочего времени;

говорение - 35%;

чтение -16%;

письмо – 9 %.

Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что и то и другое — инстинк­тивные, врожденные навыки, поэтому практически не предпри­нимают усилий по развитию навыка эффективного слушания. Отсюда у некоторых деловых людей появляются проблемы, ко­торых могло бы не быть: неадекватное понимание, чувство оби­ды, потеря важной информации, чувство раздражения.

Умение слушать - это:

• восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;

• поощряющее отношение к говорящему, «подталкиваю­щее» его продолжать акт общения;

• незначительное воздействие на говорящего, способству­ющее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».

Это определение раскрывает роль слушателя и подчерки­вает его ответственность в процессе коммуникации. Что дает другим людям умение слушать?

- эффективно помогает собеседникам снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво и здраво рассуж­дать по поводу возникшей проблемы;

- умение слушать как способ «приятия» собеседника часто повышает самооценку человека, как бы сообщая ему, что вы его цените и уважаете;

- ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;

- активное слушание (искренний интерес, вопросы, отно­сящиеся к передаваемой информации) способствует росту ис­кренности, понимания и ощущения надежности;

- умение слушать развивает у человека чувство увереннос­ти в себе;

- дает возможность человеку выговориться в момент упад­ка эмоции («рассказанная беда - уже полбеды») и в то же вре­мя слушающий;

- предоставляет ему небольшую, но действенную «подпит­ку», проявляя свое участие и внимание;

- демонстрирует уважение к чувствам другого человека.

Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, характера и интересов, от пола, возраста и статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Так, например, психологи установили существенные раз­личия в поведении мужчин и женщин во время разговора. Они считают, что обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени беседы женщина со­бирается с мыслями, пытается восстановить их ход. Мужчины чаще сосредотачиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу обще­ния. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слиш­ком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов (И. Я. Атватер. «Я вас слу­шаю». М., 1984)-

Многие очень часто слушают только вполуха, а остальное внимание уделяют собственным мыслям, поводом для которых стали высказывания партнера. Кто хочет внимательно слушать, тот на самом деле должен уметь и молчать, должен быть терпе­ливым. Однако практика делового общения свидетельствует о том, что нетерпеливые деловые партнеры - весьма распростра­ненный тип. Они быстро теряют способность следить за прост­ранными рассуждениями собеседника. Для этих людей высказы­вания другого - это лишь ожидание собственного выступления или повод к тому, чтобы модифицировать свои высказывания.