logo
Райгородский Д

Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации

1. Понимание вашего высказывания связано с конструк­цией предложения. Длинные предложения затрудняют по­нимание, так как сложны и грамматически не ясны. Для их по­нимания партнеру нужны больше сосредоточенности и внимания. Кроме того, они затрудняют понимание вопроса, смысл ча­сто теряется в придаточных предложениях.

2. Короткие предложения (8-15 слов) состоят из закон­ченных мыслей. Это точные и действенные высказывания. За­пятые и союзы, такие, как «и», «так-так», «что», «но», «потому что» и др., не используются. Короткие предложения всегда на­глядны.

3- Голос является самым сильным инструментом убежде­ния. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает сим­патию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуни-кации.

4- Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5- Качество и количество словаря усиливают влияние выска­зывания. Пассивный словарь (слова, которые может использо­вать память) состоит в зависимости от уровня образования из 30 000- 50 000 слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3 000 -12 000 слов.

6. Рекомендуется чаще использовать в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию на­глядность, а существительные большей частью - смысловое зна­чение, к тому же оно обычно бывает абстрактным. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе предста­вить соответствующий предмет с конкретными индивидуальны­ми отличиями. Использование же глаголов помогает формиро­вать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных - они слишком личные.

7- Глагол становится более живым, если вы в своем выска­зывании используете его активную форму, а не пассивную. На­пример: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между парт­нерами и несет минимальную эмоциональную нагрузку.

8. Дистанционно и безлично действуют формулиров­ки типа «Согласно этому можно понять, что...», а также выска­зывания, содержащие большие числа. Сослагательное накло­нение - «Я бы сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я должен бы...» - не выражает решительного поступ­ка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

д. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Значение скачанного слова партнер либо расширяет, либо сужает. Чем аб­страктнее понятие, тем многозначнее его можно интерпретиро­вать. Часто нужно уже в самом начале разговора разъяснить по­нятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

Слушание в деловой коммуникации

Не слушать — это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения...

Ничто так не окупается в общении с людь­ми, как милостыня внимания.

О. Бальзак

Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего.

Восточная мудрость

Как показывает практика делового взаимодействия, уме­ние целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Однако слышать и слушать -не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ означает физически вос­принимать звук, а СЛУШАТЬ - это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, пони­мать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если эти слова не задевают их интересов. Исследования пока­зывают, что умением выслушать собеседника спокойно и на­правленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более ю% людей.

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, го­рящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал во­прос удивленный ученик. «Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы нау­читься держать язык за зубами».