logo
Райгородский Д

«Алкоголик»

Условия игры вовсе не предполагают обязательно наличия выпивки. Достаточно, чтобы «ведущий» вел себя в этом плане должным образом. Ему понадобятся партнеры, например, на следующие роли: морали спаситель, добрый самаритянин. Все эти роли можно совмещать и в одном лице. Если, скажем, вес­ти речь о взаправдашнем алкоголике, то в два часа ночи жена его может выступать в роли доброй самаритянки, которая, про­являя заботу о подгулявшем супруге, благополучно доводит его до постели. Поутру она принимает на себя роль моралистки, выступающей перед мужем с лекцией о вреде пьянства, кото­рой не постыдился бы сам президент антиалкогольной лиги. А вечером преподносит себя в качестве спасительницы, убеж­дающей партнера опомниться, пока не поздно. Наконец, спустя некоторое время жена может попробовать выступить в роли подносительницы «лекарства», если, конечно, в холодильнике i тоит пиво, приготовленное для мужа. Все эти циклы регуляр­но повторяются. Иногда к ним можно присовокупить игру под

названием «А на другое утро, или Похмельный синдром». В этом случае алкоголик сначала отводит душу отборной бранью, а потом, будучи наказанным за свои грехи, глубоко страдает, находя в этом удовлетворение.

«Суд»

В данной игре количество участников не ограничивается. Главные роли исполняют: Истец, Обвиняемый и Судья. Все прочие выступают в качестве присяжных заседателей. Начина­ет игру Истец. Свою жалобу он предваряет словами: «Представ­ляю, как вы удивитесь, когда я расскажу, какую шутку сыг­рал (а) со мной этот (эта)...». Обвиняемый полностью отрицает свою вину. Затем к делу подключаются Судья и присяжные. Цель Истца состоит в самоутверждении (я заставлю их при­знать свою правоту). Между тем позиция каждого из участни­ков остается неизменной. Судья и присяжные больше всего оза­бочены собственным престижем, рассматривая столь серьез­ную тяжбу.

Можно было бы предложить десятки подобных игр (на­пример, Э. Берн приводит их в своей монографии более сотни). Для всех таких игр характерно стремление индивида манипу­лировать окружающими с целью извлечь для себя как можно больше выгоды в социальном плане, то есть получить под­тверждение тому, что он хороший, едва ли не совершенный че­ловек, имеющий право требовать желаемого от других людей. Мотивация такого поведения налицо: каждому хочется лучшей участи, и человек доволен, когда окружающие удовлетворяют его прихоти. Вот только вышеописанные игры не ведут к этой цели. Ситуация напоминает бег по кругу в том или ином на­правлении, другими словами, движение из никуда в никуда. Двигаясь по этому порочному кругу, все участники игры стре­мятся удовлетворить лишь свои потребности, и результаты вы­глядят неутешительными. А сейчас несколько слов на тему...

Чему нас не научили в школе

Эта глава предназначается гурманам общения, у кого нет времени или «аппетита», тот может спокойно пропустить ее.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорится в святом благовествовании от Иоанна. Вот только в контактах людей друг с другом виден и дьявольский промысел, смешавший наши слова с неречевыми проявления­ми. Упомянутого текста Евангелия, сами того не ведая, придер­живались в том числе и учителя школ, последовательно отстаи­вавшие атеизм. Большинство из нас информировано о делах приспешников Люцифера, то есть о неречевых проявлениях, весьма поверхностным образом (а то не информировано вовсе). Наша способность ориентироваться в том, что имеют в виду окру­жающие, выражая что-либо тем или иным способом, в значитель­ной степени несовершенна. Давайте попробуем разобраться в проявлениях, существенных для понимаю того, что стоит за сло­вами. Что на самом деле думает человек, когда говорит, будто...

Глаза - зеркало души, гласит пословица. Речь наших глаз действительно служит одним из важнейших каналов коммуни­кации. Язык глаз весьма сложен. Если вы хотите понять его, вам нужно будет обратить внимание на многое.

Диаметр зрачка увеличивается не только под влиянием силы светового потока, но и при наличии повышенного интере­са к тому или иному объекту. Данный интерес может быть обус­ловлен как радостью, так и испугом. Если вы замечаете, что зрачки у вашего партнера расширились (при этом солнце не скрылось за облаками и вы не зашли в темное помещение), это служит верным признаком того, что вы вызываете в нем эмоци­ональный отклик, интересуете его. Если же мужчина делает женщине комплименты, а она хоть и слушает их, но зрачки у нее, словно две точки, то джентльмен только попусту тратит си­лы. Для этой женщины он не представляет никакого интереса.

Направление взгляда или то, под каким углом зрения мы смотрим на объект. Чаще и дольше обычного мы наблюда­ем за интересующими нас людьми или предметами. В случае, если кто-либо зафиксировал на вас взгляд, не уподобляйтесь мнительным людям, усматривающим в этом наличие у себя оп­ределенных недостатков. В народе говорят: «Куда ноги не дой­дут, туда глаза доведут». Остается, впрочем, неясным, с какой целью индивид намерен «туда» направиться - чтобы погла­дить вас или отвесить оплеуху. То, что вы привлекли к себе вни­мание, можно понять не только по взгляду, устремленному на вас, но и по тому времени, которое было вам уделено.

Смотреть глаза в глаза - считается, что у человека, ко­торый не смотрит вам в глаза во время разговора, нечиста со­весть. Психология находит всему более сложное объяснение. С психологической точки зрения, индивид пребывает, скорее, в

растерянности. Причина этого может заключаться как в том, что у него действительно нечиста совесть, так и в обычной че­ловеческой замкнутости, неумении сходиться с другими людь­ми. Посему ориентируйтесь лучше по следующим признакам: как именно кто-либо смотрит на вас, кто из вас, собственно, на­чал, кто присоединился, как долго вы смотрели друг на друга. Если человек не сводит с вас глаз, прежде всего осмотрите свою одежду, нет ли в ней какого-нибудь изъяна. Лишь после этого (если предыдущее исключается) поразмыслите, чем вы могли привлечь к себе повышенное внимание.

Движения век - хоть это и кажется удивительным, одна­ко физиологи доказали, что у человека двадцати-пятиступенчатая градация открывания век, или, проще говоря, глаз, от прищура до полного их раскрытия. К тому же мы можем еще и моргать. Чем выше проявляемый нами интерес, тем более при­подняты наши веки. С морганием дело обстоит сложнее: одни моргают по причине усиливающегося интереса к чему-либо, другие - ввиду воспаления соединительных оболочек глаз, тре­тьи - из-за того, что страдают тиком. Когда человек на более или менее продолжительное время закрывает глаза — это вер­ное свидетельство того, что ему требуется «отключиться». Трудно сказать, то ли он хочет сохранить увиденное в памяти, то ли не в силах смотреть на что-либо.

Мимика - наиболее выразительно на нашем лице дейст­вуют глазодвигательные мышцы. Между тем и прочие лице­вые мускулы играют важную роль в передаче эмоциональных переживаний. Это заметил еще Дарвин. В частности, этот факт послужил ему одним из доказательств происхож-дения челове­ка от животных предков, что является неоспоримым. Мы лег­ко убедимся в этом, если, к примеру, заговорим со своей соба­кой. С собаками, правда, есть одна проблема: они, как нам за­ранее известно, не умеют разговаривать. Что же касается пред­ставителей рода «гомо сапиенс», то мы настолько заворажива­ем друг друга словами, что нередко от нас ускользает выраже­ние лиц собеседников. Для изменения ситуации к лучшему примите один доморощенный совет: купите себе собаку (а то и обезьянку!). Полюбив животное, вы быстро научитесь распоз­навать в его мимике проявления чувств удовлетворения и не­довольства, заинтересованности и равнодушия, счастья и горя, а также страха, печали, радости, покоя, раздражения, прене­брежения или удивления. Тогда вам будет легче разобраться и в мимике человека.

Жестикуляция - человеку, помимо лица, даны еще и ко­нечности. Применительно к теме нашего разговора, нас больше всего интересуют верхние конечности. Кто был хоть однажды влюблен, тот понимает, о чем идет речь. Порой «язык рук», ес­ли говорить о проявлении чувства симпатии, бывает гораздо важнее слов. Но не любовью единой жив человек. С помощью жестов можно выразить и ненависть. Тут уж и нижние конечно­сти принимают самое активное участие.

Подобно тому, как различаются между собой разные язы­ки и наречия, не одинаковы по своему значению и многие жес­ты в разных культурах народов мира. Поэтому в знак согласия не кивайте головой в Болгарии, Греции или Индии. Между тем, принимая в расчет характер и интенсивность движений, вы не ошибетесь даже в общении с эскимосами. Во время исключи­тельно активной эмоциональной разрядки всеми людьми со­вершаются быстрые движения, а в экстремальных ситуациях -размашистые. С информативной точки зрения, столь же суще­ственны и весьма незначительные движения. Если мужчина, испытывая интерес к женщине, пробует завязать с ней знаком­ство, то пусть он обратит внимание, не клонит ли она голову на­бок. При положительной реакции имеет смысл потратить еще немного сил для установления взаимоотношений. При этом не суть важно, как реагирует женщина на словах.

Постурология - это наука о позах, о значении того, как мы стоим, сидим или лежим. Что удивительно, большинство людей правильно оценивает поведение, скажем, тигра, готовя­щегося к прыжку, однако оказывается не в состоянии распоз­нать подобную опасность, исходящую от соседа, начальника, подчиненного, партнера по браку и т.д. В сущности, речь идет о двух позициях окружающих: открытой (дружеской) и замаски­рованной (негативной), о транскультурном и межвидовом при­знаках. В аналогичной форме они проявляются, скажем, у шимпанзе и горилл, да и у нас самих, царей природы.

Выражая дружеское расположение, мы поворачиваемся лицом к другому человеку, слегка разводим руки в стороны, ладони обращаем к партнеру. При этом ноги обычно расстав­лены, голова наклонена вбок. Если руки у человека сложены на груди, а голова опущена и повернута в сторону, противопо­ложную от собеседника, значит, этого человека что-то мучает или ему просто не хочется с вами разговаривать. Ну, а если кто-либо становится напротив вас, уперев руки в бока, и вдо­бавок выставляет вперед ногу, в этом случае лучше всего уклониться от разговора (коли вам не по душе драка или словес­ная перепалка).

Личное пространство — то, насколько близко мы позво­ляем подходить к себе окружающим, в разных культурах оце­нивается неодинаково (например, держась от человека на рас­стоянии, северянин может выражать тем самым свои симпатии, в то время как средиземноморец таким способом выказывает физическое отвращение к индивиду). Между тем и здесь могут быть исключения, обусловленные чертами характера. Позво­лительно говорить о том, что у обычного человека существует по меньшей мере два круга взаимоотношений. Первый круг аб­солютно интимен, и мы пускаем в него лишь очень близких лю­дей: это родители, дети, любимые, партнеры по браку, ближай­шие друзья. Второй круг предназначен нашим знакомым и тем, кто может стать ими. Если последние переступают черту нашей интимной зоны, мы реагируем болезненно, порой сами не зная, почему. Человек, не относящийся с должным уважением к вну­треннему кругу других людей, считается, как правило, назой­ливым и бестактным. Даже в тех случаях, когда кому-либо по долгу службы не остается ничего иного, как переступить черту интимного круга человека (возьмем, к примеру, врача или ко­го-то другого, кто выручает нас из беды), рекомендуется обра­тить на это внимание индивида с помощью слов. Короче гово­ря, люди весьма ревниво относятся к проникновению в свой внутренний круг.

Именно поэтому все мы не любим стоматологов (а одна из половин человечества - гинекологов).

Наши контакты имеют не только горизонтальные, но и вертикальные связи, то есть уместно говорить как о степени близости собеседников, так и об их официальном положе­нии. В этом смысле вышестоящий индивид выступает как бы в роли лидера, обладающего правом решающего голоса. Дей­ствует это надежно. Например, если мы сидим, а другой че­ловек стоит перед нами, то высказанное в наш адрес замеча­ние мы легче перенесем от вышестоящего в переносном, а не буквальном смысле.

Шестое чувство - не представляет собой, в плане обна­ружения и интерпретации неречевых проявлений, какой-либо сверхъестественной способности, которой наделены лишь из­бранные. Это не что иное, как умение объединить все, что мы видим, в наполненное смыслом и содержанием единое целое. В данном деле талант играет определенную роль, но не большую, чем, скажем, при изучении иностранного языка. Что ка­сается школьного воспитания, в обеих названных сферах мы одинаково обделены. Проиллюстрируем это на примере рек­ламной листовки для желающих изучать английский язык, случайно увиденной нами в трамвае. Преисполненный отчая­ния человек кричит чудовищу, ощерившему на него свои зубы: «Не ешь меня, я хороший!» На другой картинке чудовище ап­петитно облизывается, а броская надпись под ней гласит: «Он был съеден, потому что не знал английского языка!» Очень по­учительный комикс. При желании договориться с людьми все­го важнее уметь расшифровать то, что они хотят до вас донести. В противном случае вы попадете в ситуацию «слышу звон, да не знаю, где он». Как сказал бы специалист, окажетесь вне контек­ста. Ибо станете руководствоваться не тем, что сообщает вам другая сторона, а своими ложными представлениями.

Тренировать наблюдательность начните с простейшего. На­пример, учитывая вышеизложенное, на первых порах понаблю­дайте за чем-либо одним - скажем, за зрачками. Изучив таким образом все проявления, которые можно заметить у других лю­дей, даже если заткнуть уши, вы откроете в себе шестое чувство.

Овладев искусством видеть все, что стоит за словами, вы станете лучше ориентироваться в коммуникационных хитро­сплетениях, сопутствующих речи. В межличностных отноше­ниях, особенно когда мы говорим о долговременно действую­щих группах (семья, рабочий коллектив и т.д.), нельзя не всту­пать в контакты. Они же, благодаря именно неречевым прояв­лениям, - вещь серьезная.

А.П. Панфилова

Коммуникативная компетентность специалиста *

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия

в профессиональной деятельности

«Сильнее всех - владеющий собой».

Сенека

Общение - многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Мы рассмотрим категорию «общение» как социопсихологический механизм, на который опирается функ­ционально-ролевая деятельность специалиста (менеджера, юриста, социального работника, релайтера и др.). Это форма де­ятельности, осуществляемая между людьми как равноправны­ми партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимо­влиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психичес­кий контакт характеризует общение как двустороннюю деятель­ность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

В общении можно различить: а) инструментальную на­правленность: на выполнение социально-значимой задачи,

----------------------------

на дело, на результат;

б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей.

Психологи отмечают, что общение одновременно может решать разные задачи: обмен информацией и демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние, сострадание и вза­имное понимание. Многофункциональность общения позволя­ет выделить следующие его аспекты:

1) информационно-коммуникативный (общение рассмат­ривается как вид личностной коммуникации, в процессе кото­рой осуществляется обмен информацией);

2) интерактивный (общение анализируется как взаимо­действие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек выступает как субъект и объ­ект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обме­на ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном со­знании, реального функционирования стереотипов поведе­ния);

6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функциони­ровании различных знаковых систем, с другой);

7) социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:

- обмен или передача информации;

- формирование умений и навыков или развитие профес­сиональных качеств;

- формирование отношения к себе, к другим людям, к об­ществу в целом;

- обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

- осуществление коррекции, изменение мотивации пове­дения;

- обмен эмоциями.

В реальной практике общения мы встречаемся со взаи­модействием типа «Я-Я» (например: юрист-клиент, руково­дитель-подчиненный); «Я-МЫ» (релайтер-журналисты, руководитель-коллектив); «МЫ - МЫ» (специалисты по пере­говорам и сопровождающие их лица, административно-уп­равленческий персонал организации и трудовой коллектив). Первый тип общения принято называть индивидуально-лич­ностным, второй - индивидуально-коллективным, третий -коллективно-общественным. Каждому типу свойственны свои специфические черты, цели и задачи, лексика, приемы и технологии.

Содержательный характер взаимодействия людей опреде­ляется предметом общения. На основе этого критерия различа­ют такие виды общения, как: межличностное, деловое, специ­ально-профессиональное и научное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и пр. Способы взаимо­действия зависят от целей, которые преследует общение, от особенностей ею организации, эмоционального настроя парт­неров, уровня их культуры.

Общение - это триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию. (См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 г.)