logo
Райгородский Д

Коммуникативные барьеры

Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.

Цицерон

Осуждают то, чего не понимают.

Квинтилиаи

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. При­чины их появления разные: особенности интеллекта общаю­щихся, неодинаковое знание предмета разговора, различные лексикон и тезаурус.

Кроме того, коммуникативные барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации обще­ния. Гегель однажды заметил: «...только один из моих учени­ков меня понял, да и тот, к сожалению, понял меня неверно». Коммуникативные барьеры могут возникать также вследствие психологических особенностей деловых партнеров, например, чрезмерная открытость одного из них, скрытность другого, аналитический склад ума у одного, интуитивное восприятие мира у другого, напористость одного, чрезмерная интеллигентность другого и т. п.

Причиной непонимания одного человека другим могут служить также социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и другие различия.

Немецкий писатель Т. Манн в одном из писем швейцар­скому литератору и педагогу О. Баэлеру рассказывает следую­щую историю: «Маленького Морица спрашивают в школе, кто написал «Разбойников». «Господин учитель, не я». За ЭТО его наказывают. А потом к учителю приходит старый Мориц и го­ворит: «Господин учитель, у моего Морицхена много недостат­ков, но он никогда не врет. Если он говорит, что не он написал «Разбойников», значит, не он. И в конце концов, господин учитель: даже если бы он и написал «Разбойников», он же еще ребенок».

Подобный диалог невольно вызывает улыбку. Родитель юного Морица не знает, что «Разбойники» - это произведение знаменитого немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера. Но тонкий юмор Т. Манна сконцентрирован не на этом, а на соче­тании взаимного непонимания: сын, а за ним и отец неверно истолковали обращенные к ним со стороны учителя ожидания (экспектации).

Чтобы понять сказанное, надо прежде всего уловить наме­рения говорящего и правильно их интерпретировать.