Рекомендации по овладению умением слушать.
Выслушивая человека, мы воспитываем в нем самоуважение.
Ф. Честерфилд
♦ Выработайте умение слушать свою речь. Крайне трудно научиться эффективно слушать других, пока мы не научимся слушать себя. Путем лучшего понимания и восприятия своей речи мы сможем лучше осознавать собственную систему убеждений и ценностей, более эффективно распознавать элементы собственного поведения. Процесс узнавания самого себя, анализ своих слабых сторон помогает нам раскрыть внутренние силы.
Одним из способов слушать себя является осознание сути собственных мыслительных процессов и, в конечном счете, более глубокое осознание своего несовершенства. Развитие навыка прислушиваться к своим мыслям - это первый шаг к осознанию того, почему вы ведете и чувствуете себя именно так, а не иначе. Такое осознание может привести к пониманию того, что каждый человек в состоянии управлять собственными мыслями, чувствами и поведением и быть режиссером своей жизни.
Умение прислушиваться к самому себе - это важный элемент умения слушать других. Увы, этим часто пренебрегают. Большинство людей не в полной мере отдают себе отчет, какую власть они имеют над собственным поведением. Откровенный психологический самоанализ позволяет узнать, как тот или иной образ мысли способен породить образ действий и поступков, почему, познав причину, мы в таком случае менее склонны отвергнуть следствие. Самоанализ дает возможность достаточно точно узнать, что происходит внутри нас, что приводит нас к недопониманию в общении с окружающими людьми, конфликту или стрессу. Таким образом, собственное усовершенствование поможет лучше контролировать себя в ситуациях, которые раньше приводили нас на «путь в никуда».
Прислушиваясь к себе, к своим мыслям, мы выходим на более высокий уровень самопознания и начинаем понимать, почему поступаем так, а не иначе. До тех пор пока мы не осознаем, как формируются наши мысли, мы будем бессознательно устанавливать препятствия личностному развитию. Незнание самого себя может выражаться и неуправляемом поведении (корабль собственной жизни в океане действительности поплывет туда, куда подует ветер), во внутренних конфликтах, в состоянии беспокойства, неуверенности, апатии и в других состояниях психологической неудовлетворенности.
Умение слушать самого себя, осознавать свои мыслительные процессы, понимание того языка, который используется при разговоре с самим собой, - это то, без чего управление собственной личностью не только неэффективно, но и в принципе невозможно. Эффективное слушание самих себя позволяет как бы просеивать события через сито личного опыта таким образом, что мы можем сознательно определять, на каких событиях нужно концентрировать внимание, а какие не должны влиять на наше поведение. Лишь умелое слушание самого себя позволяет выработать умение управлять собой.
Открытия, которые ждут человека на пути к самопознанию, безграничны и, что самое главное, дадут ему ключи к управлению собственным поведением. Не опоздайте на свидание с собой - такая рекомендация невольно напрашивается в этом сюжете.
Не опоздайте на свидание с собой, Откройте дверь тому, кто в вас стучится, Кто хочет жить и нежности учиться...
♦ Научитесь слушать свое внутреннее состояние. Существует очевидная связь между чувствами, которые испытывает человек, и словами, которыми он эти чувства выражает. Очень часто человеку бывает трудно распознать свои чувства, особенно если он делает лишь первые шаги на пути внутреннего самопознания. Табл. 4 поможет вам по словам, произносимым вслух, определить те эмоции и чувства, которые вы испытываете в момент высказывания.
• Во время слушания не обращайте внимания на отвлекающие внешние факторы. На эффективность восприятия особое влияние оказывают внешние отвлекающие факторы.
К таковым относятся:
Табл. 4.
Чувство или | Степень выраженности чувства, переживания | ||
переживание |
|
|
|
| слабая | умеренная | высокая |
Удовлетворе- | Рад; | Очень доволен; | Полон радос- |
ние | Приятно | В приподня- | ти; |
| удивлен; | том настрое- | Радостно воз- |
| Доволен; | нии; | бужден; |
| Удовлетворен; | В предвкуше- | В полном вос- |
| Вздохнул с | нии удоволь- | торге |
| облегчением | ствия; |
|
|
| Счастлив |
|
Депрессия | Тоскливо; | Печален; | Сломлен; |
| Обижен; | Несчастлив; | Унижен; |
| Разочарован; | Обременен; | В отчаянии |
| Недоволен | Измотан |
|
Гнев, раздра- | Обеспокоен; | Напуган; | Разгневан; |
жение | Раздражен; | Испытываю | Враждебно |
| Неприятно | отвращение; | настроен; |
| взволнован; | Сильно | В ярости |
| Озабочен | обеспокоен; |
|
|
| В отчаянии |
|
Страх | Озабочен; | Шокирован; | В ужасе; |
| Напряжен; | Боюсь; | Как будто па- |
| Обеспокоен | Очень встре- | рализован; |
|
| вожен | В панике |
- внешность собеседника, его манеры;
- звуковые помехи (шум транспорта, звонки телефона, хлопанье дверью и т.п.);
- температура среды (слишком холодно или жарко);
- окружающая обстановка;
- машинальное рисование «чертиков»;
- жевание резинки;
- постукивание карандашом или ногой и т.д.
♦ Овладейте активным слушанием-сопереживанием. Для создания доверительных отношений с говорящим очень важно сообщить ему с помощью сигналов обратной связи такую информацию, которая бы максимально точно отражала его эмоции, чувства и переживания. Если эта информация поступит к говорящему не адресно, неточно отражая его переживания, то у него может возникнуть недоверие к слушающему, который неправильно его понял.
Табл. 5.
Шаг1 | Шаг 2 | ШагЗ | Шаг 4 |
неосознанное | осознанное | вживление | интеграция |
Неосознанное | Осознание | Сознатель- | Автоматичес- |
поведение не | поведения, не | ное приме- | кое примене- |
приводит к | достигающего | нение новых | ние новых |
эффективным | цели | навыков по- | умений и на- |
результатам. |
| ведения. | выков (дости- |
|
|
| гается, как |
|
|
| правило, на |
|
|
| 21-й день). |
• В процессе слушания почаще задавайте себе следующие вопросы:
• Действительно ли я слушаю собеседника или просто жду, когда придет моя очередь говорить?
• Правильно ли я даю знак собеседнику, что до меня доходят его слова?
• Знает ли мой собеседник, что он правильно понят?
• О ком или о чем я думаю, слушая собеседника, - о себе или о нем?
Откровенно отвечая себе на данные вопросы, слушающий способен вовремя скорректировать процесс слушания и добиться при этом желаемого успеха в общении с собеседником.
• Ознакомьтесь с рекомендациями по совершенствованию качества восприятия услышанного.
• Старайтесь избегать осуждения и критики, так как это раздражает говорящего и побуждает его прекратить разговор. Такая реакция слушающего обычно воспринимается говорящим как преследование.
• Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за его конкретными высказыва-ниями. Это поможет создать особые доверительные взаимоотношения. Слушая сопопереживая, совсем не обязательно соглашаться с тем, что говорит партнер, нужно лишь проявить участие к его чувствам. Понять собеседника - еще не значит с ним согласится.
• Правильно выбирайте время для вопросов. Используя слушание-сопереживание, лучше держать до поры свои вопросы при себе. Уточняющие вопросы желательно задать после того, как произойдет снижение эмоционального уровня говорящего до той степени, когда у него появится потребность послушать вас.
• Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли «спасителя».
• Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя. В любой речи можно услышать нечто, что поможет расширить ваш кругозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу из слов даже тех, кто говорит плохо.
• Стимулируйте говорящего своим вниманием и проявлением искреннего интереса. Постарайтесь продемонстрировать свой интерес путем вставок типа «да-да», «это интересно», «а что было потом» и т.п.
• Сосредоточьте свое внимание на основных мыслях и идеях говорящего. Выработайте умение распознавать стандартные приемы построения речи: вступление к основной теме; «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы; примеры и словесные иллюстрации; заключения, резюме; призыв к действию и т.п. Крайне важно научиться Отделять главные идеи говорящего от второстепенных, факты от принципов, идеи от примеров, доказательства от домыслов.
• Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства. Это могут быть посторонние звуки, звонок телефона, хлопанье дверью, гудки автомобилей, разговор находящихся рядом людей и т.п. Крайне важно в этой ситуации сосредоточиться на концентрации внимания.
• Не позволяйте эмоциональным словам и выражениям влиять на вас: другими словами, следите за так называемыми «горячими кнопками», т.е. научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.
• Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решите для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суждения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленное резюме по каждой из отдельных тем по мере их развития, сравнивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говорящего.
• Овладейте умением понять больше, чем сказано. Это означает, что необходимо научиться читать как бы «между строк» и находить скрытое значение сказанного, о чем говорят
взгляд, поза, жесты, язык тела, - все это сообщает об истинном, а не «деланном» психологическом состоянии говорящего.
• Оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего. Прежде чем вынести свой «приговор», выслушайте говорящего полностью. Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка самого говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, тон, внешний вид выступающего.
• Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Внимательность, сосредоточенность, чуткость к словам говорящего формируют у последнего чувство его значимости, что способствует сближению партнеров.
• Отражайте чувства и переживания собеседника. Для этого необходимо стать своего рода «зеркалом» и адресно отражать характер чувств и переживаний партнера.
• Не следует использовать так называемые «успокаивающие» фразы: «Ну это все не так уж и плохо», или «Не стоит так сильно переживать, все вернется к лучшему», или «Это всё мелочи, не следует все принимать так близко к сердцу», или «Не надо делать из мухи слона». К таким фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьшают его чувства.
• Используйте различные способы для подтверждения вашего внимания. Это могут быть: побуждающие высказывания: «Да, верно», «Это очень интересно» и т.п.; невербальные системы побуждения: кивки головой, одобрительное выражение лица, зрительный контакт, жестикуляция, прикосновения и т.п.; специальные побудительные фразы: «Интересно, а что было потом», «Расскажи поподробней», «Меня это очень интересует» и т.п.
В заключение напомним несколько рекомендаций, касающихся выработки умения слушать:
• Будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить.
• Научитесь слушать, и вы сможете извлечь пользу из речи даже тех, кто говорит плохо. Не забывайте, что хорошему порой учатся на примерах вульгарности, и зрелище нелепостей очень часто способно породить хороший вкус.
• Два уха и один язык даны человеку, чтобы больше слушать и меньше говорить.
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики