logo
Райгородский Д

Рекомендации по овладению умением слушать.

Выслушивая человека, мы воспитываем в нем самоуважение.

Ф. Честерфилд

Выработайте умение слушать свою речь. Крайне трудно научиться эффективно слушать других, пока мы не на­учимся слушать себя. Путем лучшего понимания и восприятия своей речи мы сможем лучше осознавать собственную систему убеждений и ценностей, более эффективно распознавать эле­менты собственного поведения. Процесс узнавания самого се­бя, анализ своих слабых сторон помогает нам раскрыть внут­ренние силы.

Одним из способов слушать себя является осознание сути собственных мыслительных процессов и, в конечном счете, более глубокое осознание своего несовершенства. Развитие навыка прислушиваться к своим мыслям - это первый шаг к осознанию того, почему вы ведете и чувствуете себя именно так, а не иначе. Такое осознание может привести к понима­нию того, что каждый человек в состоянии управлять собст­венными мыслями, чувствами и поведением и быть режиссе­ром своей жизни.

Умение прислушиваться к самому себе - это важный эле­мент умения слушать других. Увы, этим часто пренебрегают. Большинство людей не в полной мере отдают себе отчет, какую власть они имеют над собственным поведением. Откровенный психологический самоанализ позволяет узнать, как тот или иной образ мысли способен породить образ действий и поступ­ков, почему, познав причину, мы в таком случае менее склонны отвергнуть следствие. Самоанализ дает возможность достаточ­но точно узнать, что происходит внутри нас, что приводит нас к недопониманию в общении с окружающими людьми, кон­фликту или стрессу. Таким образом, собственное усовершенствование поможет лучше контролировать себя в ситуациях, ко­торые раньше приводили нас на «путь в никуда».

Прислушиваясь к себе, к своим мыслям, мы выходим на более высокий уровень самопознания и начинаем понимать, почему поступаем так, а не иначе. До тех пор пока мы не осо­знаем, как формируются наши мысли, мы будем бессознатель­но устанавливать препятствия личностному развитию. Незна­ние самого себя может выражаться и неуправляемом поведе­нии (корабль собственной жизни в океане действительности поплывет туда, куда подует ветер), во внутренних конфликтах, в состоянии беспокойства, неуверенности, апатии и в других со­стояниях психологической неудовлетворенности.

Умение слушать самого себя, осознавать свои мыслитель­ные процессы, понимание того языка, который используется при разговоре с самим собой, - это то, без чего управление соб­ственной личностью не только неэффективно, но и в принципе невозможно. Эффективное слушание самих себя позволяет как бы просеивать события через сито личного опыта таким обра­зом, что мы можем сознательно определять, на каких событиях нужно концентрировать внимание, а какие не должны влиять на наше поведение. Лишь умелое слушание самого себя позво­ляет выработать умение управлять собой.

Открытия, которые ждут человека на пути к самопозна­нию, безграничны и, что самое главное, дадут ему ключи к уп­равлению собственным поведением. Не опоздайте на свидание с собой - такая рекомендация невольно напрашивается в этом сюжете.

Не опоздайте на свидание с собой, Откройте дверь тому, кто в вас стучится, Кто хочет жить и нежности учиться...

Научитесь слушать свое внутреннее состояние. Существует очевидная связь между чувствами, которые испы­тывает человек, и словами, которыми он эти чувства выражает. Очень часто человеку бывает трудно распознать свои чувства, особенно если он делает лишь первые шаги на пути внутренне­го самопознания. Табл. 4 поможет вам по словам, произноси­мым вслух, определить те эмоции и чувства, которые вы испы­тываете в момент высказывания.

Во время слушания не обращайте внимания на отвле­кающие внешние факторы. На эффективность восприятия особое влияние оказывают внешние отвлекающие факторы.

К таковым относятся:

Табл. 4.

Чувство или

Степень выраженности чувства, переживания

переживание

слабая

умеренная

высокая

Удовлетворе-

Рад;

Очень доволен;

Полон радос-

ние

Приятно

В приподня-

ти;

удивлен;

том настрое-

Радостно воз-

Доволен;

нии;

бужден;

Удовлетворен;

В предвкуше-

В полном вос-

Вздохнул с

нии удоволь-

торге

облегчением

ствия;

Счастлив

Депрессия

Тоскливо;

Печален;

Сломлен;

Обижен;

Несчастлив;

Унижен;

Разочарован;

Обременен;

В отчаянии

Недоволен

Измотан

Гнев, раздра-

Обеспокоен;

Напуган;

Разгневан;

жение

Раздражен;

Испытываю

Враждебно

Неприятно

отвращение;

настроен;

взволнован;

Сильно

В ярости

Озабочен

обеспокоен;

В отчаянии

Страх

Озабочен;

Шокирован;

В ужасе;

Напряжен;

Боюсь;

Как будто па-

Обеспокоен

Очень встре-

рализован;

вожен

В панике

- внешность собеседника, его манеры;

- звуковые помехи (шум транспорта, звонки телефона, хлопанье дверью и т.п.);

- температура среды (слишком холодно или жарко);

- окружающая обстановка;

- машинальное рисование «чертиков»;

- жевание резинки;

- постукивание карандашом или ногой и т.д.

Овладейте активным слушанием-сопереживани­ем. Для создания доверительных отношений с говорящим очень важно сообщить ему с помощью сигналов обратной свя­зи такую информацию, которая бы максимально точно отража­ла его эмоции, чувства и переживания. Если эта информация поступит к говорящему не адресно, неточно отражая его пере­живания, то у него может возникнуть недоверие к слушающе­му, который неправильно его понял.

Табл. 5.

Шаг1

Шаг 2

ШагЗ

Шаг 4

неосознанное

осознанное

вживление

интеграция

Неосознанное

Осознание

Сознатель-

Автоматичес-

поведение не

поведения, не

ное приме-

кое примене-

приводит к

достигающего

нение новых

ние новых

эффективным

цели

навыков по-

умений и на-

результатам.

ведения.

выков (дости-

гается, как

правило, на

21-й день).

• В процессе слушания почаще задавайте себе сле­дующие вопросы:

• Действительно ли я слушаю собеседника или просто жду, когда придет моя очередь говорить?

• Правильно ли я даю знак собеседнику, что до меня дохо­дят его слова?

• Знает ли мой собеседник, что он правильно понят?

• О ком или о чем я думаю, слушая собеседника, - о себе или о нем?

Откровенно отвечая себе на данные вопросы, слушающий способен вовремя скорректировать процесс слушания и добить­ся при этом желаемого успеха в общении с собеседником.

Ознакомьтесь с рекомендациями по совершенст­вованию качества восприятия услышанного.

• Старайтесь избегать осуждения и критики, так как это раздражает говорящего и побуждает его прекратить разговор. Такая реакция слушающего обычно воспринимается говоря­щим как преследование.

• Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за его конкретными высказыва-ниями. Это поможет со­здать особые доверительные взаимоотношения. Слушая сопопереживая, совсем не обязательно соглашаться с тем, что гово­рит партнер, нужно лишь проявить участие к его чувствам. По­нять собеседника - еще не значит с ним согласится.

• Правильно выбирайте время для вопросов. Используя слушание-сопереживание, лучше держать до поры свои вопро­сы при себе. Уточняющие вопросы желательно задать после то­го, как произойдет снижение эмоционального уровня говоря­щего до той степени, когда у него появится потребность послу­шать вас.

• Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли «спа­сителя».

• Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и инте­ресное для себя. В любой речи можно услышать нечто, что по­может расширить ваш кругозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу из слов даже тех, кто говорит плохо.

• Стимулируйте говорящего своим вниманием и проявле­нием искреннего интереса. Постарайтесь продемонстрировать свой интерес путем вставок типа «да-да», «это интересно», «а что было потом» и т.п.

• Сосредоточьте свое внимание на основных мыслях и идеях говорящего. Выработайте умение распознавать стан­дартные приемы построения речи: вступление к основной те­ме; «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы; примеры и словесные иллюстрации; за­ключения, резюме; призыв к действию и т.п. Крайне важно научиться Отделять главные идеи говорящего от второсте­пенных, факты от принципов, идеи от примеров, доказатель­ства от домыслов.

• Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства. Это могут быть посторонние звуки, звонок телефона, хлопанье дверью, гудки автомобилей, разговор находящихся рядом лю­дей и т.п. Крайне важно в этой ситуации сосредоточиться на концентрации внимания.

• Не позволяйте эмоциональным словам и выражениям влиять на вас: другими словами, следите за так называемы­ми «горячими кнопками», т.е. научитесь распознавать вы­сказывания-уловки, доводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.

• Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решите для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суж­дения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленное резюме по каждой из отдельных тем по мере их развития, срав­нивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говоря­щего.

• Овладейте умением понять больше, чем сказано. Это оз­начает, что необходимо научиться читать как бы «между строк» и находить скрытое значение сказанного, о чем говорят

взгляд, поза, жесты, язык тела, - все это сообщает об истинном, а не «деланном» психологическом состоянии говорящего.

• Оценивайте содержание сообщения, а не поведение гово­рящего. Прежде чем вынести свой «приговор», выслушайте го­ворящего полностью. Восприятие содержания сообщения го­раздо важнее, чем оценка самого говорящего, поэтому не поз­воляйте себе отвлекаться на манеру речи, тон, внешний вид вы­ступающего.

• Создайте своим невербальным поведением атмосферу со­переживания. Внимательность, сосредоточенность, чуткость к словам говорящего формируют у последнего чувство его значи­мости, что способствует сближению партнеров.

• Отражайте чувства и переживания собеседника. Для это­го необходимо стать своего рода «зеркалом» и адресно отра­жать характер чувств и переживаний партнера.

• Не следует использовать так называемые «успокаиваю­щие» фразы: «Ну это все не так уж и плохо», или «Не стоит так сильно переживать, все вернется к лучшему», или «Это всё ме­лочи, не следует все принимать так близко к сердцу», или «Не надо делать из мухи слона». К таким фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьшают его чувства.

• Используйте различные способы для подтверждения ва­шего внимания. Это могут быть: побуждающие высказывания: «Да, верно», «Это очень интересно» и т.п.; невербальные систе­мы побуждения: кивки головой, одобрительное выражение ли­ца, зрительный контакт, жестикуляция, прикосновения и т.п.; специальные побудительные фразы: «Интересно, а что было потом», «Расскажи поподробней», «Меня это очень интересу­ет» и т.п.

В заключение напомним несколько рекомендаций, касаю­щихся выработки умения слушать:

• Будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить.

• Научитесь слушать, и вы сможете извлечь пользу из речи даже тех, кто говорит плохо. Не забывайте, что хорошему порой учатся на примерах вульгарности, и зрелище нелепостей очень часто способно породить хороший вкус.

• Два уха и один язык даны человеку, чтобы больше слу­шать и меньше говорить.