Создание хорошего впечатления о себе
Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятые в таком деле правил поведения. Их суть в самом общем виде включается в наборе приводимых ниже рекомендаций. Прежде всего, надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе - вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.
Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают. Каждый человек - это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для производства хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников, а выстраивать свое поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.
Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления окружающих требует выполнения следующих действий:
1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса - лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное - это перейти границы искренности и превратить в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести хорошее впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны- при общении с начальником и подчиненным.
2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т.е. объединяют.
3- Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника - за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть эти достоинства еще в зачатке, но человек хочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти достоинства.
4- Говорить больше комплиментов, т.е. слов и выражений, держащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, при произнесении которых срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте. Среди множества комплиментов есть форма, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто находится на крайне отрицательных к вам позициях. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воздействие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:
- потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера, способности, привычки, умения;
- потребность в удовлетворении своей установки на критике партнера по деловому разговору.
Комплиментам противопоказаний практически нет. Любая новая беседа, любые коммерческие переговоры можно начинать с комплиментов присутствующим. Однако на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, приготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций и людей.
Для любого предпринимателя и любого менеджера располагать к себе подчиненных и партнеров по делу - производственная необходимость. Поэтому в общении с ними необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом несколько простых правил:
- комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное; отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. Большое преувеличение переводит комплимент в издевательство;
- нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться;
- комплимент не должен давать рекомендаций и поучать; к комплименту нельзя делать добавок, которые превращают его в «ложку дегтя», т.е. существенно ухудшают сам комплимент. Особенно противопоказана комплименту лесть, тем более подхалимаж. Но, к сожалению, многие из нас сейчас (не говоря уже о советском времени) именно в этом преуспевают.
Существуют и другие очень важные приемы техники производства хорошего впечатления на окружающих. Эти приемы предлагают следующую манеру общения с собеседниками. Вся-
кий человек, как бы он не был увлечен своей работой, имеет свою «личную жизнь» - личные интересы, увлечения, стремления, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопровождающуюся положительными эмоциями, а вы, проводящий такой разбор, будете считаться у вашего собеседника человеком чутким, внимательным.
Вам, конечно, приходилось видеть влюбленную пару, сидящую в ресторане. Они глядят друг другу в глаза, повторяют позы друг друга и манеру поднимать бокалы. Эти люди как бы «отражают» друг друга. Причем не только на языке тела. Они также говорят одинаковой громкостью и одинаковой скоростью, пользуются знаковыми словами, жаргоном, оборотами и даже дышат в одном ритме. Они находятся в особой ситуации, которую в западной экологической науке называют «ситуацией раппорта».
Раппорт означает, что чувства, мысли, и интересы людей находятся в гармонии, что людям хорошо вместе и что они служат опорой друг другу. Такая гармония отношений напоминает музыкальный резонанс. Если ударить в один камертон и поднести его к другому, то второй камертон начинает звучать в унисон первым. Подобный резонанс возникает между людьми, когда они работают и живут в обстановке искренности и доверия.
Раппорт между двумя людьми - это близкие, доверительные и открытые, свободные, надежные и приятные отношения между ними. Можно сказать, что в условиях раппорта люди чувствуют себя на своем месте, естественно, «как дома».
Раппорт - это отношения, для которых характерны взаимное согласие, взаимное уважение и глубокая взаимная привязанность.
Раппорт - это единение, настроенность на одну волну, взаимная симпатия. Иными словами, вы находитесь с тем или иным человеком в состоянии раппорта в той мере, в какой обнаруживаете с ним общие черты и говорите на общем языке -языке слов и языке тела.
Вступая в контакт с другим человеком, вы можете занять одно из двух следующих позиций:
1. Сконцентрироваться на различиях, существующих между ними.
2. Сосредоточиться на сходстве, т.е. на том, в чем вы согласны и на что реагируете одинаково.
Если вы выделяете различия, для вас будет почти невозможно создать ситуацию раппорта с другими людьми. Но если вы сконцентрируетесь на общем, то обнаружите, что легко исчезают сопротивление, противопоставление, недоверие, скепсис, страх, злоба и другие ненужные и бессмысленные чувства.
В действительности у людей много общего. При желании можно увидеть себя в окружающих и почувствовать симпатию к ним.
Когда люди чувствуют свою общность друг с другом, им становится легче жить и работать вместе, они лучше воспринимают критику, открыты для изменений и активно стремятся внести свой вклад в общее дело.
Раппорт - наилучший тип отношений, в которых могут находиться люди. Поэтому понятие «раппорт» является очень важным для производства хорошего впечатления, поскольку одна из важных задач его - создать с собеседником, партнером или клиентом отношения раппорта. Находясь в ситуации раппорта, люди Неосознанно подстраиваются друг к другу.
Самое эффективное средство для создания раппорта - пейсинг (т.е. отражение). Пейсинг (в переносном смысле) означает держать зеркало перед кем-либо. В психологии под пейсингом понимается любая форма «отражения» другого человека, т.е. создание обстановки, в которой все, что он видит, слышит или чувствует, представляется ему правильным, хорошим и «справедливым» с его собственной точки зрения.
Пейсинг означает, что вы показываете другому человеку наиболее близкие ему стороны своей личности. Люди склонны симпатизировать тем, кто на них похож, и не хотят спорить с теми, кто им нравится. Лучше всего мы общаемся с людьми, которые смотрят на мир так же, как мы, у которых те же симпатии и антипатии. Мы выбираем себе друзей среди людей, которые дают нам ощущение внутренней гармонии.
Пейсинг происходит совершенно бессознательно, когда присутствует симпатия, т.е. когда существует раппорт. Но пейсинг можно применять и сознательно в качестве специфической техники достижения раппорта, в ситуации, когда люди плохо знают друг друга, замкнуты, настроены выжидательно или скептически, находятся в оборонительной или наступательной позиции, нервничают и пр.
Высшая цель любого общения - достижение раппорта. Наилучшее средство для этого - пейсинг. Овладев техникой пейсинга, вы сможете выходить победителем из многих сложных ситуаций, возникающих в процессе вашего общения с другими людьми. Отражать людей можно различными способами.
Первый способ - через язык тела (поза, в которой вы сидите или стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы, походка, выражение лица, дыхание, прикосновение, одежда).
Второй способ - через речь (тембр голоса, темп речи, набор слов, тон, сила голоса, использование профессиональных слов и выражений).
Третий способ - через чувства (терпимость, заинтересованность, включенность, проявление уважения к квалификации, чертам характера и опыту собеседника).
Путем пейсинга вы сможете осознанно или неосознанно вжиться в чувства других людей и таким образом лучше их понимать. Вы сумеете значительно улучшить отношения с другим человеком, если приспособить к нему хотя бы тембр своего голоса и скорость речи.
Многие конфликты возникают между людьми только потому, что один говорит очень быстро, а другой - слишком медленно.
Как правило, тот, кто говорит быстро, раздражается и начинает говорить еще быстрее. У его собеседника это вызывает чувство неуверенности и протеста, и в качестве реакции он говорит еще медленнее.
Люди, обладающие хорошими профессиональными знаниями опытом в той или иной области, легко могут, сами того не желая принизить своих менее знающих собеседников, если станут говорить с ними слишком быстро. Дело еще более ухудшается, если специалист начнет употреблять профессиональную терминологию. Такая ситуация очень распространена в отношениях врач - пациент: если врач быстро задает вопросы, не заботясь о получении ответа, не смотрит на пациента и вообще оказывает ему мало внимания, то пациент чувствует себя «не в своей тарелке» и в унизительном положении.
Для производства хорошего впечатления очень важно, какие знаки внимания получает человек от окружающих. В западной психологии для обозначения любых знаков внимания, которыми обмениваются люди, используется английское слово «строукс», переводимое на русский язык в том числе и как «поглаживание». Когда у людей достаточно пищи, потребность в еде отходит на второй план, и ведущей становится потребность во внимании со стороны окружающих. От недостатка внимания человек чувствует себя «не в своей тарелке», ведет себя неразумно, смотрит на себя как на неудачника, а в самых тяжелых случаях получает психическое заболевание.
Все знаки внимания (строуксы) можно разделить на несколько категорий: положительные - отрицательные, физические - психологические, обусловленные - необусловленные (спонтанные).
Положительные знаки внимания доставляют нам радость, укрепляют в нас веру в свои силы. Они могут проявляться в любой форме: признание наших достоинств, похвала, внимание к нему, радость, гордость, восхищение и т.п.
Отрицательные знаки внимания, наоборот, вызывают у нас чувство досады и формируют ощущение принадлежности к неудачникам. Такими знаками могут быть критика, презрение, высмеивание, сожаление, недоверие, неблагодарность.
Важно, однако, подчеркнуть, что отрицательные знаки внимания - это отнюдь не самые плохие знаки, которые человек может получить. Самое худшее — это нулевые знаки внимания. У заключенного, находящегося в одиночной камере, быстро наступает психическое расстройство.
Как положительные, так и отрицательные по своему содержанию знаки внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую форму. Различаются эти формы в зависимости от наличия или отсутствия физического прикосновения.
Строуксы | Физические | Психологические |
Положительные | Поцелуй, объятие, похлопывание по плечу | Похвала, благодарность, признательный взгляд, продвижение по службе |
Отрицательные | Удар, пинок, толчок, пощечина | Критика, высмеивание, презрительный взгляд, пожимание плечами |
Особое внимание следует уделять физическим знакам внимания. Исследования показывают, что пожилые одинокие люди, перенесшие сердечное заболевание, имеют лучшие шансы на выживание, если у них в доме есть кошка или собака. Объясняется это также количеством прикосновений, полученных человеком. Легкое ласкающее прикосновение, похлопывание по щеке может очень многое дать людям, которые вам дороги. Можете ли вы сердечно пожать руку? Можете ли вы использовать прикосновение на работе, но так, чтобы это выглядело естественным? Дружеское легкое прикосновение к руке может оказать большое положительное воздействие (и на вас тоже); оно может и успокоить человека, не в меру горячащегося по поводу того или иного события. Однако прикосновение должно быть правильным, естественным, соответствовать ситуации, чтобы ваши намерения не были превратно истолкованы. У человека, которого вы касаетесь, не должно возникнуть ощущения, что с ним ведут себя запанибрата, фамильярничают.
Все вышеупомянутые знаки внимания (положительные, отрицательные, физические, психологические) могут быть либо обусловленными, либо необусловленными (спонтанными). Обусловленным знаком внимания может быть поздравительная открытка, подарки ко дню рождения и на праздники, премии, медали, надбавка к зарплате в связи с ростом инфляции. К обусловленным знакам внимания относятся и поздравительные речи, обращение к юбилярам или новобрачным. Короче говоря, обусловленные знаки внимания называются так потому, что они обусловливаются каким-либо событием и их можно спланировать. Поэтому обусловленные знаки внимания редко бывают неожиданными и воздействие их не слишком сильно. Более того, они могут восприниматься как само собой разумеющееся дело, иногда - как форма лести или как свидетельство вашего желания чего-то добиться от человека, которому вы оказываете знак внимания.
Необусловленные (спонтанные) знаки внимания более неожиданны и непредсказуемы. Поэтому принимаются они теплее, искренее и действуют сильнее.
Человека, получающего знаки внимания, можно сравнить со сберегательной книжкой, в которой фиксируются операции двух типов: приход и расход. Разница между «приходом» и «расходом» характеризует баланс получаемых вами знаков внимания. Если этот баланс положительный, вы чувствуете себя уверенно. Вы в состоянии переносить жизненные невзгоды. Если же вы получаете по преимуществу отрицательные знаки внимания, то у вас развивается комплекс неудачника. Ваша чувствительность к стрессу повышается, и жизненным обстоятельствам становится легче вас сломить. Многие формы душевных болезней и странностей в поведении берут начало в преобладании отрицательных знаков внимания.
В какой-то мере жизнь человека можно описать как борьбу за получение знаков внимания.
Некоторые ученые полагают, целью нашей жизни являются знаки внимания, т.к. именно они вносят в нее смысл.
Если собака получает в основном положительные знаки внимания в виде ласки, похлопывания и маленьких поощрений, она спокойна, уравновешена и отлично себя чувствует. Но если давать главным образом отрицательные знаки внимания, она будет забитой или злобной.
То же самое происходит и с людьми. Но собака настолько посредственна, что сама подходит и требует знаков внимания когда ощущает в них потребность. Это подтвердит любой владелец собаки, каждый день видящий, с какой радостью она его встречает. Жаль, что взрослые люди не ведут себя так же искренне и непосредственно, как собаки (кстати, и дети тоже).
Когда взрослые люди получают слишком мало положительных (или в крайнем случае отрицательных) знаков внимания, их поведение становится весьма своеобразным. Они начинают рассуждать о плохих временах, глупом правительстве, плохой погоде, пытаются объяснить внешними причинами свои неудачи.
Если вы не получаете достаточного количества положительных знаков внимания на работе, постарайтесь компенсировать их недостаток дома. Если же и этого будет мало, вам следует постараться получить недостающее их количество где-либо в другом месте. Большинство супругов, изменяющих друг другу, делают это не из-за сексуальной потребности, а из-за того, что не получают от другой стороны достаточно знаков внимания.
Если все остальные способы получения знаков внимания срабатывают, вам придется их купить. Купленные знаки внимания называются символами статуса. Их характерное отличие состоит в том, что они радуют вас лишь до тех пор, пока окружающие видят, что вы ими владеете.
Примерами вещей, которые часто используются в качестве символа статуса, являются автомобиль, дом, меха, драгоценности, униформа, знаки различия, привилегии и т.п. Вам, конечно, приходилось испытывать негативную реакцию со стороны человека, которому вы оказали положительный знак внимания. Встречая отрицательную реакцию на идущие от вас положительные знаки внимания, так и хочется сказать: «Вот видите, положительные знаки внимания очень легко могут вызвать отрицательную реакцию». Но это слишком поспешный и неправильный вывод. Отрицательная реакция, вероятно, вызвана одной из следующих причин:
1. Способ, с помощью которого вы оказали положительный знак внимания, был неуместен в данной конкретной ситуации. Человек, отрицательно среагировавший на положительные знаки внимания, в тот момент находился в мрачном настроении.
2. Человек прикрыл свое смущение негативной реакцией. Оказывать и принимать знаки внимания нужно так, чтобы это выглядело естественным. Это очень непросто. Здесь необходимы хорошая подготовка и деликатность. Оказывать знаки внимания можно только от чистого сердца. Если вы даете человеку положительный знак внимания неискренне, в глубине души считая, что он этого не достоин, то как бы вы ни старались, ваше истинное отношение проявится в мимике, жестах, позе, интонациях и т.п., ваш знак внимания будет отвергнут как проявление лести. Знайте, что язык вашего тела никогда не лжет. А теперь в обобщенном виде дадим конкретные советы по оказанию знаков внимания.
1. Если человек отрицательно реагирует на положительные знаки внимания, это скорее всего означает, что он хочет получить их еще больше.
2. Манера, в которой вы оказываете знаки внимания, должна соответствовать вашему характеру и конкретной ситуации. Ведите себя непринужденно и искренне. Знаки внимания должны выглядеть естественными. Не употребляйте слишком много слов в превосходной степени и не переусерд-ствуйте.
3. Помните, что самый лучший «строукс» с вашей стороны - это внимание. Это прежде всего зрительный контакт, правильное положение тела, употребление имени собеседника, модуляция голоса, темп речи и пр. Иными словами, речь идет о тех проявлениях, которые наблюдаются при разговоре с приятным собеседником.
4- Решающим фактором, определяющим реакцию человека на знаки внимания, которые вы ему оказываете, является ваше отношение к этому человеку. Считаете ли вы, что он действительно заслуживает положительного знака внимания или вы даете ему такой знак с какой-то скрытой целью, например, чтобы польстить и получить что-нибудь взамен. Ваши знаки внимания будут приниматься значительно лучше, если вы выработаете в себе установку: «Я хороший человек. Другие тоже хорошие люди, хотя и в чем-то отличаются от меня».
5. Помните, что чем больше знаков внимания вы оказываете человеку, тем больше знаков внимания он захочет оказать вам. Хотите вы этого или нет, ваше истинное отношение всегда
проявляется в мимике, пластике и т.п. Поэтому язык вашего тела воспринимается окружающими как более искреннее выражение ваших намерений, чем ваши слова.
6. Оказывая знаки внимания, избегайте затертых фраз и стереотипов. Будьте сами собой, иначе ваше поведение покажется фальшивым людям, которые вас знают.
7- Особое внимание следует уделять оказанию не обусловленных знаков внимания. Они имеют наибольший эффект, возьмите за правило выражать свое положительное отношение если видите, что кто-то делает что-нибудь хорошее. Надо как можно искреннее и сердечнее выражать радость и внимание, а не только думать об этом.
8. Если вам не сразу удастся получить положительный отказ на оказываемые вами положительные знаки внимания, не отчаивайтесь! Продолжайте в том же духе, и рано или поздно результаты придут. Постарайтесь давать побольше знаков внимания в тех областях, которые для данного человека имеют особое значение.
9. Когда вы научитесь проявлять внимание к положительным чертам других людей и делать это тогда, когда они заслуживают, тогда вам будет гораздо легче оказывать и отрицательные знаки внимания. Людям, на которых обращена ваша критика, будет ими легче восприниматься. Они почувствуют ваше стремление им помочь. Они будут больше прислушиваться к вашим критическим замечаниям и воспринимать их как совет и конструктивное пожелание, а не несправедливый упрек.
Для многих людей оказать знак внимания другому человеку не так просто. Для других еще сложнее принять знак внимания, особенно касается людей, имеющих дефицитный баланс знаков внимания. Поэтому следует избавляться от скованности, мешающей принимать знаки внимания и научиться отвечать на похвалу «Спасибо, я рад, что вы так думаете обо мне» вместо того, чтобы говорить «Да что я там особенного сделал, ерунда все это».
Заключая разговор о технике производства хорошего впечатления, укажем на наиболее характерные ошибки в такой технике, которые допускают российские бизнесмены при деловых переговорах с западными партнерами.
i) При первой встрече с западными коллегами наши бизнесмены ведут себя слишком вызывающе. Хвастовство и выставление напоказ своего благополучия уже не производят на иностранцев впечатления, а наоборот, могут даже их отталкивать. Вместо этого должен быть спокойный, уверенный, деловой и уважающий собеседника подход.
2) Нередко деловые совещания прерываются в самый ответственный момент водителями, секретаршами, охранниками, коллегами, женами и любовницами. Но если человек для вас настолько важен, чтобы с ним увидеться, он также стоит того, чтобы с ним уважительно обращались.
3) Если у вас есть портативный телефон, то проявите уважение к собеседнику и выключите его.
4) Часто делаются слишком обобщенные замечания и высказываются необдуманные мнения. Помните, что западные бизнесмены расценивают любые заявления о ваших способностях и возможностях как очень важную информацию и запомнят их. Они опасаются тех, кто сулит золотые горы, даже если человек действительно в состоянии выполнить свои обещания.
5) Несколько слов об обещаниях. Иногда во время переговоров повторяется одна и та же фраза типа «без проблем». Неизменно, однако, проблема есть, это просто способ обойти ее, не обсуждая. Западные бизнесмены любят решать проблемы по ходу дела, не откладывая. Они привыкли сначала устанавливать темы для обсуждения между сторонами, их цели, чтобы определить, по каким пунктам стороны в согласии и какие представляют из себя проблему.
6) Избегайте подхода «урвал солидный куш — и беги». Именно это в данный момент очень тревожит западных предпринимателей и мешает многим делать инвестиции как в частный, так и в государственный сектор. Всегда производит хорошее впечатление тот факт, что все оказанное российской стороной внимание было нацелено не на скорейшую наживу, а на долгосрочное сотрудничество.
7) Очень важно проявление уважения и внимания по отношению к коллеге. Это не означает, что нужно накачивать (а заодно и себя) алкоголем и соблазнять всякими яствами. Как ни странно, это также не означает, что нужно рассыпаться в фальшивых любезностях. Просто должна царить атмосфера вежливости и уважения, даже если в ходе переговоров возникли какие-то проблемы. Не заявляйте категорично «нет», не предлагая никаких альтернатив. Всегда есть способы решения проблемы. Покажите, что у вас хватает воображения их найти.
8) Постоянство - качество, которое, к сожалению, редко встречается. Если вы обсудили какие-либо моменты и, приняв решения, больше к ним не возвращаетесь. Если вам нужно время подумать или вы не уверены, то так и скажите, соглашайтесь с чем-либо необдуманно - ведь потом, отказавшись от своих слов, вы просто подтвердите мнение, которое, к сожалению, сложилось уже у многих иностранцев, что суждениям русских не всегда можно доверять.
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики