Выслушивание собеседника как психологический прием
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Но особо важное значение приобретает это умение в бизнесе, поскольку один из важнейших принципов ведения дела, бесед и коммерческих переговоров - исключительное внимание к говорящему. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать - значит платить вниманием и заинтересованностью в обмен на информацию и понимание.
Любой собеседник и партнер будет доволен присутствием терпеливого и сочувствующего ему слушателя, который молча слушает, пока партнер выскажет все свои проблемы.
Слушать - дело сложное, требующее напряжения, так как наша голова всегда занята множеством проблем и, кроме того, вы устали или нервничаете.
Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к партнеру, то упускаете многие важные моменты. В результате не только потеряете драгоценное время, но и будете раздражать его и осложните дальнейшее развитие ваших отношений.
Принято считать, что при установлении доверительного контакта главная роль отводится говорящему. Но анализ общения показывает, что слушатель далеко не последняя фигура.
Исследования психологов выявили, что не более десяти процентов людей умеют выслушивать собеседника. Типичными ошибками, которые присущи не умеющим слушать, являются недостаточная сосредоточенность на сути разговора, субъективное предприятие отдельных фактов и аргументов, раздражительность по поводу сказанного. Во избежание этого необходимо внутренне настроиться на выслушивание собеседника, приглушить свои эмоции, чтобы объективно оценить получаемую информацию и сделать на основе этого соответствующие выводы.
Существует активное и пассивное выслушивание. Пассивное прослушивание характеризуется невмешательством
в разговор (за исключением лишь таких фраз, как «Это очень интересно», «Я вас понимаю» и т.п.). Пассивное выслушивание как предупредительная антиконфликтная мера особенно эффективно в тех случаях, где собеседник начинает активно проявлять свои чувства и «стремится высказать свою точку зрения, поскольку до этого он не делал такой возможности.
К активному выслушиванию психологи относят: «выявление» или «уточнение» слов говорящего собеседника («Что из этого следует», «Вы хотите этим сказать, что...», «Тогда объясните это более способно»), перефразирование («Вы думаете, что...», «Как я понял из этого следует, что...», «Вы говорите, что...», «Если я не ошибаюсь, то этим вы хотите сказать, что...», резюмирование так...», «Если подвести итог из сказанного вами, то...», «Насколько я понял, ваша основная идея заключается в том, что...»).
Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов.
Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрения, стремление слишком много говорить самим. И им это очень дорого обходится. Особенно часто эту ошибку совершают торговые агенты.
Поэтому не делайте такой ошибки. Давайте возможность выбиться собеседнику. Он лучше вас осведомлен о своих проблемах и нуждах. Задавайте ему вопросы. Пусть он кое-что сообщит вам.
Если вы не согласны с собеседником, у вас может возникнуть решение перебить его. Не делайте этого. Выслушайте его терпеливо, проявите искреннее сочувствие. Позвольте ему самому завести разговор, например, о товаре, который вы хотите продать. Надо добиться, чтобы он сам захотел его купить.
Многие партнеры с большим интересом ожидают паузы в разговоре, чтобы вставить свое слово. Нужно помнить, что если вы не дадите им высказаться, у них создастся впечатление, что вы лишили их этого права. Они на время затаят свои чувства и мысли, но потом неожиданно их выскажут, вызвав этим подчас ряд дополнительных проблем. Поэтому партнеров всегда нужно внимательно выслушивать.
Какие же условия должен соблюдать хороший слушатель?
1. Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления в четыре раза больше скорости речи, используйте «свободное время» на критический анализ и выводы из того, что непосредственно слышите.
2. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующие вопросы, а тем более говорить контраргументы.
3- Следует сконцентрировать свое внимание только на той теме, о которой идет речь. В любом случае знакомство с мнением партнера значительно облегчает проведение переговоров. Партнеру предоставляется возможность проявить себя, а это существенно притупит остроту его возражений.
Очень часто случается, что в награду за внимательное выслушивание вы получите «открытое сердце» вашего партнера, что существенно облегчает работу и способствует взаимопониманию.
Какие ошибки наиболее часто встречаются у тех, кто слушает партнера?
Ошибка 1. Удаление от основного предмета разговора, в результате чего можно полностью потерять нить изложения.
Ошибка 2. Заострение внимания на «голых» фактах. Они, конечно, важны, но на них нельзя заострять внимание. Психологи утверждают, что даже самые внимательные люди могут сразу точно запомнить не более пяти основных фактов. Все остальное перемешивается в голове. Поэтому при любом перечислении следует обращать внимание только на наиболее существенные моменты.
Ошибка 3- «Уязвимые места». Для многих людей это такие «критические слова», которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия. Например, слова «рост цен», «инфляция», «увольнение», «ограничение заработной платы» вызывают у некоторых людей «психический ураган», т.е. у них возникает неосознанное желание протестовать. И такие люди уже не следят за тем, что говорят в этот момент другие.
Выслушивая партнера, очень полезно сопровождать его речь репликами типа: «Да», «Понимаю вас...», «Это интересно...», «Приятно это слышать»... и т.д. Такая реакция является приглашением высказаться свободно и непринужденно. Она помогает выразить одобрение, интерес и понимание. Можно проявить стремление получить дополнительные факты и прояснить позицию партнера: «Пожалуйста, уточните это...», «Не повторите ли еще раз?», «Не объясните ли вы это?». Помогают сближению такие фразы: «Как я понял вас...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...», «Другими словами, вы считаете...» и т.д.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно утверждать, что обеспечить психологически правильное выслушивание собеседника и партнера можно при выполнении следующих условий:
- Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время поддакивайте.
- Сами старайтесь в процессе выслушивания собеседника ничего не говорить. Трудно слушать, разговаривая или пытаясь комментировать услышанное.
- Как можно чаще задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Убедитесь, что вы точно поняли собеседника, обращаясь к нему со словами: «Вы хотите сказать, что...», «Правильно ли я вас понял, что...».
- Слушая, старайтесь понять, а не выискивать неточности или ошибки говорящего. Никогда не давайте оценок услышанного. Пускай собеседник выговорится до конца.
- Старайтесь сопереживать собеседнику. Для этого посмотрите на вещи его глазами, попытавшись встать на его место. Только так можно лучше понять говорящего и точнее выявить смысл его речи.
- В процессе слушания будьте внимательны и не теряйте тему беседы. Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего. Думайте только о том, что он говорит.
- Если собеседник вам неприятен, то старайтесь сдерживать свои эмоции. Поддавшись чувству раздражения или гнева, вы не все поймете или придадите словам неверный смысл.
- Будьте терпеливы. Не прерывайте собеседника, не смотрите на часы, не делайте нетерпеливых жестов, не просматривайте свои бумаги, т.е. не делайте то, что свидетельствует о вашем неуважении или безразличии к собеседнику.
- Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, -это не только знак внимания к нему, но и профессиональная необходимость в сфере бизнеса.
Итак, еще раз в качестве заключения подчеркнем: умейте слушать собеседника. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Дайте возможность сначала высказаться другому. А потом говорите с учетом услышанного.
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики