logo
Райгородский Д

Еврейский характер

Мендель покрасил пароход и требует оплаты согласно дого­вору.

- Какая оплата? Ты же покрасил только одну сторону...

- Ну и что, посмотрите договор, там сказано: Мендель - с од­ной стороны, Одесское пароходство - с другой.

Подобные характеристики в серьезном или юмористичес­ком жанре можно было бы продолжить, но для анализирую­щих информацию людей и так понятно, что с людьми нужно взаимодействовать дифференцированно, ибо язык не только одного народа, но и одной социальной группы отличается от языка другой группы, а на его употребление в речи влияет ин­дивидуальный потенциал личности, в том числе и характер.

Как отмечает Ю. А. Борисов в книге «Роскошь человечес­кого общения», в ряде языков есть не только единственное и множественное, но и двойственное число (я + ты), в некоторых есть средний род, а в английском, например, существительные не имеют даже мужского и женского рода; у северных народов есть по три десятка слов, обозначающих разное состояние сне­га и разные породы оленей, тогда как нам для этого хватает и одного-двух слов; индейцы говорят о себе в третьем лице, пол­ностью отождествляя себя с племенем, а короли о себе - во множественном числе...

Все это - коммуникативные знаки языка, иногда делаю­щие действительно невозможным адекватный перевод с одно­го языка на другой, особенно когда речь идет об идиоматике и культурных реалиях, не имеющих аналогов в другой культуре.

Если не владеешь такими нюансами, приезжая для перегово­ров в другую страну, то можешь попасть в сложную ситуацию. Так, очень странное впечатление на носителей иной культуры могут произвести некоторые комплименты женщинам. В Индии можно польстить женщине, если сравнить ее с коровой, а ее походку - с походкой слона. Хороший комплимент японке - сравнение со зме­ей, татарке и башкирке - с пиявкой, олицетворяющей совершенст­во форм и движений. Обращение к женщине «Гусыня!» в русской культуре - оскорбление, в Египте ласковый комплимент.

Речевое поведение, отличающее язык людей разных наци­онально-этнических общностей, проявляется так же ярко и на уровне невербального взаимодействия, хотя общего в этом пла­не у людей гораздо больше, чем различий. И все-таки эти раз­личия существуют. Мы, например, когда помогаем себе при счете, загибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца. Американ­цы (и некоторые европейцы) поступают диаметрально проти­воположным образом: они разгибают сжатые в кулак пальцы, начиная с большого. Не совпадают у нас с болгарами, албанца­ми и турками жесты, обозначающие подтверждение и отрица­ние. (Подробно об этом в разделе «Невербальные средства в де­ловой коммуникации».)

Таким образом, чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера и говорить с ним как бы «на одном языке», используя понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять: в ка­ком смысле то или иное слово вы использовали. Если, напри­мер, вы употребили слово «собака», то лучше сразу же объяс­нить, что вы имеете в виду ротвейлера немецкой породы, «де­вочку», трех лет и т. д., ибо со словом «собака» у каждого чело­века возникает свой образ; кроме того, это слово используется для оскорбления кого-то и т. д.

Важно также помнить о том, что некоторые слова, напри­мер, такие, как эксклюзивный, аттракция, альтернатива, паблик рилейшнз у людей в лексиконе есть, а в тезаурусе - нет, следова­тельно, целесообразно, используя иностранные слова или про­фессиональную лексику, объяснять смысл сказанного или заме­нять эти слова другими более понятными. И, наконец, следует помнить и о том, что языковые нормы, специфика нашей речи должны меняться в зависимости от того, к кому обращено выска­зывание. В реальном деловом общении нам приходится постоян­но выступать в какой-либо профессиональной, межличностной или актуальной на данный момент роли. В чужом офисе – вы гость и в то же время деловой партнер, в своем - хозяин, в парик­махерской - клиент, в суде - свидетель или ответчик и т.п.

Социальная роль - это нормативно одобренный общест­вом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.

Социальная позиция, или статус - формально уста­новленное или молчаливо признаваемое место индивида в ие­рархии социальной группы. Понятия «роль» и «статус» взаи­мосвязаны. Статус как бы отвечает на вопрос «кто есть лич­ность?», а роль - «что она делает?». Речевое поведение в дело­вом взаимодействии непременно должно учитывать законы статусно-ролевого общения.

Статусно-ролевое общение основано на неписаных нормах и на ожиданиях того, что каждый деловой партнер бу­дет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению в об­ществе, в мире бизнеса и определяемые характером взаимоотно­шений с собеседником. От неконкурентоспособного предпринима­теля ждут уступок на переговорах, от опытного и успешного бизне­смена - помощи и мудрых советов, от преподавателя, обучающего новым профессиям, не только профессиональных знаний, но и их специфики в условиях рыночной экономики, от студента - жела­ния эти знания получить, от работодателя - приема на работу.

Такие представления типичны, поэтому на их основе скла­дываются стереотипы ролевого поведения. Знание этих нюан­сов позволяет каждому человеку в общении с другими исполь­зовать разнообразные риторические умения, эффективные ре­чевые стратегии и тактики.