logo
Райгородский Д

Коммуникация

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение) -специфический обмен информацией, процесс передачи эмоци­онального и интеллектуального содержания.

А. Зверинцев в книге «Коммуникационный менеджмент» рассказывает о предании одного из африканских племен, сви­детельствующем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охот­ника и кузнеца. Возникает вопрос: почему? Мудрый африкан­ский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря мет­кому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновен­но соберет суетящихся в хижинах или плутающих по окрест­ным зарослям соплеменников. Барабан в жизни африканских племен играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дастся два имени - одно обычное, речевое, а второе - специально для барабана. Барабанное имя! Барабан­ный язык понимает практически каждый африканец, рож­денный в деревне, более того, деревня с деревней переговари­ваются посредством звуков барабана, слышимых на расстоя­нии нескольких километров, причем предмет общения весьма

разнообразен: объявляют войну, дают сведения о состоянии здоровья, о свадьбах, заседаниях суда... Кстати, на Руси роль «коллективного организатора» выполнял, как мы помним, вечевой колокол.

Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 6з% англий­ских, 73% американских, 85% японских руководителей выделя­ют коммуникацию как главное условие на пути достижения эф­фективности их организаций, причем сами руководители тра­тят на нее от 50 до до% своего времени.

Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень вза­имодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами.

Для передачи информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пан­томима, жестикуляция, дистанцирование, пространственный рисунок, интонирование и др.). Для эффективной коммуни­кации необходимо, чтобы люди понимали друг друга, то есть говорили бы на одном языке, имели общий социальный опыт. Плохое знание «языка» партнеров может привести не только к непониманию, но и к финансовым просчетам, о чем свиде­тельствует, например, случай из маркетинговой практики Дженерал моторе. Фирма выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев - «Чеви Нова». Однако модель на рынке «не пошла». Фирма срочно провела исследование и, к своему ужасу, обнаружила, что слово «нова» по-испански оз­начает «она не едет».

В социально-психологическом смысле коммуника­ция — это процесс передачи информации от отправите­ля к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя то или иное воздействие, пе­редает определенное сообщение. Сообщение может быть зако­дировано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов, системы смыслов. Получателю для понимания ин­формации необходимо раскодировать (декодировать) сообще­ние. Таким образом, полный единичный цикл коммуникации состоит из поочередных ходов партнеров (схема).

Простая схема структуры коммуникации

Отправитель

(О)

Процесс

передачи

информации

Получатель

(П)

В структуре коммуникации следует отличать цель, как ра­ционально обоснованное намерение, от побудительного моти­ва, как скрытого намерения или мотива, зачастую выдаваемого лишь на невербальном уровне (схема).

Схема структуры целевой коммуникации

Сигнал |

Средства кодирования

Прием Декодирование

Результат

Контекст коммуникации может быть выражен утвержде­нием, вопросом или побуждением, скрывающим или демонст­рирующим личные цели и скрытые мотивы.

Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем от­ветственность лежит в большей степени на его отправителе. Так, например, понятность информации в бизнес-практике яв­ляется основным условием ее эффективности. Любая фирма заинтересована в том, чтобы ее стратегия была понятной парт­нерам, ибо на «темную лошадку никто не будет ставить». Рек­лама, намерения, акции, проводимые предприятиями, но не понятые деловыми партнерами или потребителями, могут при­вести к финансовому краху, снижению конкурентоспособности, разрыву деловых отношений.