Личное пространство
КАК человек использует пространство? Сведений такого рода почти нет, а между тем архитекторам они совершенно необходимы. Кое-что мы знаем только о животных - главным образом благодаря владельцам зоопарков и цирков. Они просто вынуждены изучать условия, благоприятные для животных: ведь если животному отвести слишком мало или слишком много пространства, оно заболеет и умрет. Что случится с людьми, вынужденными жить в помещениях, имеющих размеры клозета, мы не знаем. Если они болеют и умирают, то это якобы происходит от слабого сердца, плохой наследственности или неправильной диеты. Пространство же, если и упоминается, то всегда на последнем месте.
Я далек от мысли, что человеческое существование можно уподобить жизни животного. Однако я не удивлюсь, если некоторые факты из области «животные - пространство» окажутся в какой-то степени применимы к области «люди - пространство».
Например, известно, что большинство диких животных имеет специфическую «дистанцию бегства», вторжение за которую заставляет животное убегать. Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько ярдов; для крокодила эта дистанция равна 50 ярдам. Воробей и ворона имеют очень маленькую дистанцию бегства; олень, серна, орел - очень большую.
Насколько нам известно, пока никто не исследовал, есть ли подобная «дистанция бегства» у человека. Но совершенно очевидно, что люди чувствуют себя неловко, если кто-либо другой находится слишком близко. Мне часто приходилось наблюдать, когда двое идут рядом и разговаривают; они неосознанно пользуются тем, что я называю «вальсированием». Сам я в такой ситуации невольно обгоняю своего спутника, в то время как он несколько замедляет шаг и отстает. Тогда я, в свою очередь, замедляю шаг и некоторое время иду рядом с собеседником. Вскоре, однако, мой собеседник непроизвольно начинает идти быстрее и оказывается несколько впереди меня.
Подобное «вальсирование» применяется продавцами в отношении своих клиентов или хозяином, предлагающим привлекательной женщине пройти в помещение. Во всех этих случаях человек вторгается в чужое личное пространство и смещает его вправо или влево. Кстати, тот же, в принципе, метод используют при дрессировке укротители львов.
Необходимо различать личное пространство и личную территорию. Понятие территории очень важно для того, кто работает с животными. В естественном состоянии все дикие животные имеют свои территории.
Например, во время весеннего брачного периода птиц самцы-зяблики быстро изолируются друг от друга, причем каждый из них получает монополию на небольшой, но вполне определенный участок. На определенной местности можно встретить только одну семью африканских львов. Барсук никогда не вторгается во владения другого барсука, за исключением тех случаев поздней осенью, когда мало пищи.
В последние годы много пишется о территориях юношеских шаек. Территория шайки - это район, в котором жители чувствуют себя в безопасности, но каждый пришелец может быть атакован. Недавно в газетах появилось сообщение о том, как один юноша застрелил другого за то, что он назначил свидание девушке, живущей на его территории. Торговцы и домовладельцы тоже имеют свои территории.
Личное пространство отличается от личной территории многими признаками. Величина его различна для разных пород и отдельных индивидуумов. Животное может испытывать комфорт, если рядом с ним стоит его детеныш, и дискомфорт, если то же место займет посторонняя взрослая особь.
Наиболее важным отличием является то, что пространство индивидуума перемещается вместе с ним, тогда как территория его занимает относительно постоянное место. Животное или человек обычно так или иначе отмечает границы территории, но границы личного пространства остаются невидимыми. Личное пространство имеет своим центром тело индивидуума, а территория — нет.
Мои первые наблюдения в области личного пространства происходили в служебном кафе большой психиатрической клиники. Кафе было размером 36x68 футов и содержало тринадцать столов (36x72 дюйма), каждый на восемь посадочных мест. В обед служащие получали у стойки свои подносы и потом занимали какой-нибудь стол. В течение двух месяцев мы с женой система-тически наблюдали беседующих за столами. Нас интересовало относительное расположение людей, которые вели беседу.
Результат показал, что большинство бесед завязывалось между людьми, сидящими в смежных креслах, что само по себе не удивительно. Мы также обнаружили, что угловая позиция была самой благоприятной из всех комбинаций. На углах завязывалось гораздо больше бесед, чем просто через стол. Можно было предположить одно из двух: либо угол сам по себе способствует беседе, либо люди, желающие поговорить, занимают угловую позицию. Чтобы узнать об этом больше, мы попросили несколько человек зайти в кафе и обсудить определенную тему, а сами наблюдали, как они разместятся. И что же? Все люди выбрали угловые позиции. То же самое мы обнаружили, повторив эксперимент в другом кафе, где стояли столы других размеров.
В следующем эксперименте мы использовали «приманку»: специально подготовленного человека, сидящего в кресле уже до того, как испытуемый входил в помещение. Испытуемому предлагалось войти в кафе, сесть и поговорить с сидящей «приманкой». Мы испытали «приманку» мужского и женского пола; собеседники тоже были обоего пола. Мы нашли большие отличия в том, как располагаются возле собеседника мужчины и женщины. Мужчины садились прямо напротив «приманки» обоего пола. Женщины располагались ближе к женщинам, чем к мужчинам.
В дальнейшем мы обследовали поведение за столом группы из трех, четырех и пяти человек. Некоторые из групп имели «лидера», другие - нет. Оказалось, что лидер стремится занять место в конце стола, а все остальные стараются сесть перед ним.
Интересно, что сидеть перед лидером для прочих членов группы гораздо важнее, чем рядом с ним. Таким образом, обычное представление о лидере, «окруженном своими последователями», в наших опытах не подтвердилось.
Я вспоминаю, как один из моих друзей, признанный «лидер» в компании, жаловался, что стоит ему сесть на одной стороне стола, как самый интересный собеседник в компании располагается на противоположном конце, слишком далеко для удобной беседы. Происходит раскол группы на две фракции. Но когда я предложил ему сесть в центре длинной стороны стола, где будет проще общаться с любым членом группы, он возразил, что в этом случае он потеряет свое положение лидера.
Серию экспериментов мы провели для изучения того, что можно назвать «дугой комфортной беседы». Мы стремились установить, как близко располагаются друг к другу люди, если они намерены беседовать. Мы брали две кушетки и ставили их друг против друга на равных расстояниях. Потом просили несколько пар людей зайти, сесть и обсудить определенную тему. Мы хотели определить, в каких условиях люди садятся рядом и в каких - друг против друга. Результат можно видеть на следующем графике.
Этот график показывает: если кушетки стоят рядом, люди предпочитают садиться напротив друг друга. Но когда расстояние между кушетками превышает три с половиной фута, собеседники начинают садиться рядом. Нужно учесть, что расстояние между кушетками не равно» расстоянию между людьми, так как головы собеседников покоились на спинках кушеток, расположенных еще на фут позади Другими словами, переход от положения «напротив друг друга» к положению «рядом» происходит, когда люди находятся на расстоянии 5,5 футов. Эту дистанцию мы определили, как «дугу комфортной беседы» для наших условий. Мы повторили опыт в другом помещении, с креслами вместо кушеток, - результаты получились аналогичные.
В другом опыте мы пригласили людей в маленькое общежитие, вмещающее восемь кроватей, расположенных по обе стороны комнаты, и попросили их выбрать кровать, на которой они хотели бы спать. Большинство указало на кровати в углах комнаты. Подобный же результат мы получили, когда пытались перемещать кресла в пансионате Для престарелых. Всякий раз, когда мы отодвигали кресло от стены, уже на следующий день оно оказывалось возвращенным на место. Людям не нравится иметь что-либо за спиной. Откуда взялась эта укоренившаяся в человеческой натуре привычка, я не знаю. Мы знаем, что герои «вестернов» любят сидеть, прислонившись к стене, и дикие животные спят, прижав спину к дереву.
Всемирную известность получило разногласие, возникшее на Женевской встрече министров иностранных дел из-за формы стола. Одни предлагали квадратный стол, в то время как другие - круглый. Наконец разногласие было ликвидировано компромиссным предложением о столе овальном.
Каким образом это решение помогло конференции, я не знаю, но дело оказалось достаточно важным, чтобы отложить встречу министров иностранных дел на несколько часов. Впрочем, можно попытаться охарактеризовать круглый и квадратный стол. Очевидно, что радиус круглого стола сильно влияет на эффективность беседы. При круглом столе с большим диаметром разговоры ограничиваются людьми в соседних креслах, зато столы с меньшей шириной дают возможность переговариваться через стол. Квадратные столы, а также прямоугольные и пятиугольные обеспечивают беседующим четкие границы их территории: при круглом столе собеседник меньше уверен в своих границах. Может быть, стоит провести эксперименты со столами свободной формы или шестиугольными.
Наблюдения за поведением гостей на частных вечерах и официальных встречах снова и снова убеждают меня в пользе пространственной географии. Я вспоминаю вечер, на котором гости сидели в креслах вдоль стен комнаты, причем расстояние между стенами было около восьми футов. В течение вечера люди, сидящие у противоположных стен, не вступали в разговор друг с другом. Все разговоры велись между людьми в смежных креслах.
Особый вопрос - это угол, который беседующие занимают относительно друг друга. Человек редко располагается прямо напротив собеседника - обычно он стремится встать под некоторым утлом. Вероятно, в основе этого лежит та же психологическая причина, по которой люди садятся за угол стола. Если собеседники стоят или сидят точно напротив, то очень трудно не смотреть друг на друга. Если же они расположены под некоторым углом, то малейшее движение головы выведет собеседника из поля зрения.
Я уверен, что подобные исследования будут полезны архитекторам. Может быть, некоторые читатели сочтут это преувеличением, но я уверен, что для людей изучение пространства своей планеты не менее важно, чем изучение космического пространства.
Что касается меня, то мне приходится сидеть в слишком тесных автомобилях, касаясь головой потолка и упираясь ногами в стенку. Мне приходится сидеть слишком далеко от моих друзей и слишком близко к незнакомым людям во всяких автобусах, трамваях и самолетах. Я видел собрания, которые срывались из-за того, что людей неправильно разместили. Все это свидетельствует о полном игнорировании пространства. Я надеюсь, что эта статья поможет вызвать интерес к психологии пространства.
Б. Тишинский
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики