logo
Райгородский Д

Подтекст

Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осо­знаваемый лишь в контексте общения.

Признаки подтекста могут скрываться:

- в содержании речи;

(Опера Генделя «Ринальдо» была издана одним ловким коммерсантом и в течение нескольких дней распродана, принеся большую сумму денег, из которых Гендель получил лишь ни­чтожную часть.

- Послушайте, - сказал коммерсанту Гендель, когда полу­чил свои деньги, - чтобы между нами не было обиженных, в следующий раз вы напишите оперу, а я ее издам.);

- в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и пр.);

(Врач-косметолог сделал пациентке древнегреческий про­филь, разгладил морщины, удалил двойной подбородок, уменьшил рот.

- Что изволите еще?

- А можно сделать большие выразительные глаза?

- Конечно, - тихо сказал врач. - Взгляните на счет.);

- в невербальных характеристиках поведения (по­зы, размещение деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты); (Например, стоят двое и разговаривают на конфиден­циальную тему, подошел третий. Двое постояли несколько се­кунд и разошлись, договорившись встретиться позже: под­текст здесь в том, что не впустили третьего в пространство об­щения, замолчали; но третий не понял намека на нежелатель­ность вторжения, поэтому пришлось закончить разговор и ра­зойтись).

Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющи­ми ее основу, есть смысловое противоречие или несоот­ветствие.

Известна острота, которая приписывается английскому драматургу Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Один из посетителей спросил у официанта. «А играют ли музыканты по заказу?» - «Конечно». «В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в по­кер». Суть остроты в том, что слово «игра» имеет не одно толко­вание; кроме того, здесь явный намек на плохую игру музыкан­тов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.

По характеру передачи и приема информации можно вы­делить три вида подтекста:

1. Действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в сообщении не было, но он был при­писан, то есть подтекст мнимый.

3- Скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропу­щенный подтекст.

Деловым людям, общаясь с деловыми партнерами, важно помнить следующее:

а) если вы не сумели раскрыть содержание подтекста - вы рискуете не понять собеседника; к тому же если человек не по­нимает намека, то его оценка в глазах партнера снижается;

б) юмор, ирония и сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника: на живость ума, на «адекват­ность», на то, из «нашего лагеря» партнер или нет;

в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста.

Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожидан­ное для других - ПОДТЕКСТОГЕННО.

С понятием подтекста соприкасается понятие РЕДУЦИРО­ВАННОГО ДИАЛОГА, то есть обмена «свернутыми», краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно они используются между партнерами, понимающими друг друга с полуслова. В деловом взаимодействии такое общение весьма распростра­нено как в менеджменте, так и в бизнес-практике.