logo
Райгородский Д

Содержание делового общения

Как уже отмечалось, деловое общение - это предметно-це­левая деятельность, а следовательно, содержание каждой коммуникативной формы (например, лекции, доклада, дискус­сии и т.п.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мне­ние, реплика, критическое замечание и др.) зависит от ком­муникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная профессиональная цель требует того содер­жания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и до­биться необходимых результатов. Если цель коммуникации -разъяснить что-либо, то содержание информации будет инст­руктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровер­жения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказа­тельства, контраргументы, критические высказывания.

Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личност­ный потенциал партнера. Например, для передачи информа­ции вы хотели использовать метод дедукции - от общего к ча­стному, но в ходе общения убедились, что для данного делово­го партнера более целесообразен метод индукции - от частных случаев, примеров к обобщению и выводам.

Или другой пример: вы решительно направились к шефу, чтобы высказать накопившиеся претензии, но, войдя в каби­нет, обнаружили там посторонних посетителей и вместо «пре­тензий» вкратце доложили о сложившейся ситуации, не позво­ляющей реализовать задание.