logo
Райгородский Д

Разговорная речь

Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформаль­ных отношений, которые бывают не только в быту, семье, дру­жественном кругу, но и в профессиональной сфере. Разговор­ная речь, как известно, выполняет функцию общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диало­ге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предвари­тельное обдумывание в таком общении не предусмотрено.

Поскольку разговорная речь способствует самовыраже­нию, проявлению индивидуальных особенностей личности, по­стольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации, то есть мимика, жесты, взгляд, интонирование, дистанцирование и другие экс­прессивные сигналы языка тела.

В отличие от функционально-деловой речи, в разговорной почти отсутствуют книжная лексика, иностранная терминоло­гия, зато широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоци­онально окрашенные. Кроме того, в неформальном общении достаточно часто используются разнообразные упрощения ти­па: читалка, вечерка, общага, прокурорша и т. д., а также раз­говорно-бытовая фразеология, например: гол как сокол, бежит как угорелый, как снег на голову, заморить червячка, уп­рям как осел, где тебя черти носили и др.; глагольные меж­дометия типа прыг, шмяк, скок, шмыг. Часто используются частицы, этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т. п.

Эмоциональность разговорной речи реализуется не только через жестикуляцию и мимику, паузы и многозначительные позы, но и через использование вопросительных, побудитель­ных и восклицательных предложений. Таким образом, разго­ворная речь специфична, поэтому она тоже должна быть ситу­ативно уместна.