logo
Райгородский Д

Умение прекратить разговор, не обижая собеседника

Ему было бы что сказать, если бы он столь­ко не говорил

В. Брудзгтъский

Потребность закончить беседу может возникнуть у собе­седников неодновременно. Например, все вопросы уже реше­ны, но одному из партнеров еще хочется высказаться. Не удов­летворить эту потребность - значит обидеть собеседника, ис­портить впечатление от разговора, снизить эффект беседы, а возможно, и перечеркнуть ее результат возникшим отрица­тельным отношением к партнеру по общению.

Итак, прервать беседу желательно тактично. Но как? Рас­смотрим некоторые практические приемы для достижения этой цели.

Поблагодарите собеседника за приятную встречу, со­держательную беседу, откровенность, за то, что нашел время зайти, и т.п. Большинство правильно понимает этот намек, по­скольку умному достаточно и намека. Для остальных пореко­мендуем другие приемы.

Извинясь, корректно сообщите, что вас ждут неот­ложные дела. Принося свои извинения, важно не забывать, что формулировка извинений типа «я извиняюсь» - неправильна, ибо в данном случае вы сами себя извиняете. Правильней будет сказать- «Прошу прощения», «Приношу свои извинения» и т.и. У собеседника, как показывает практика, обычно не возникает обиды или раздражения, если достаточно корректно объясня­ют объективную причину (надо куда-то пойти, кому-то позво­нить и пр.), по которой необходимо прервать разговор.

Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним, проводив его до двери. При этом очень важно высказать свое искреннее удовлетворение от проведенной встречи.

Используйте прием «Спасение от назойливого посети­теля» Этот прием необходимо использовать лишь против тех, кому, к сожалению, недостаточно намека. Прием заключается в том, чтобы заранее договориться со своим помощником, секре­тарем, коллегой о том, что после особого сигнала он должен зайти в кабинет и сказать, что вас срочно вызывают к руководи­телю или иному вышестоящему лицу. Если же у вас нет отдель­ного кабинета, то подобное соглашение можно заключить с кем-то из сотрудников-соседей, кому это можно доверить.

Вариации с телефоном. Разговоры по телефону также можно при необходимости как ускорять, так и успешно завер­шать, не вызывая при этом обиды со стороны оппонента. Пер­вые два приема, описанные выше, могут успешно использо­ваться и для телефонных бесед. Однако есть и особый прием. Раскроем его суть.

Желая закончить разговор, можно сказать собеседнику: «У меня сейчас начинается срочное совещание, и люди уже со­бираются».

Если после «совещания» раздается звонок и тот же голос настаивает на ненужном для вас разговоре, мешая работать, то можно вполне воспользоваться приемом, о котором поведал известный специалист по технике личной работы А. МакКензи. Вы говорите, что плохо слышно и вообще у вас в последнее вре­мя что-то происходит с телефоном, после чего нажимаете ры­чаг аппарата. Через минуту абонент вновь перезванивает: «У вас телефон отключился?» - «Да, в последнее время у нас телефон бара...» - и вновь нажимаете на рычаг. Больше, как правило, назойливый собеседник не звонит. Не исключено, что он проклинает качество телефонной сети,

но ваши с ним отно­шения не пострадали.