logo
Райгородский Д

Фонетический барьер

В процессе общения зачастую возникает фонетический ба­рьер, то есть препятствие, создаваемое особенностями речи го­ворящего. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внят­но, достаточно громко, избегая при этом скороговорения. Изве­стно, что выполнение этих условий улучшает «проходимость» информации, оптимизирует деловую коммуникацию. Боль­шинство деловых партнеров такие правила выполняют как бы интуитивно и тем не менее фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения оставляют желать лучшего.

Специалистами в области психологии общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано и чем сензитивнее (чувствительнее) личность, тем чаще и быстрее это проявляется.

С точки зрения психологии причина непонимания здесь будет заключена в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентриру­ется не на смысле объяснения, а на отношении говоря­щего к партнеру. В результате (как защитная реакция) про­исходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую дея­тельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Понимание заблокировано.

Возникает вопрос: что же предпринять, чтобы изменить подобную ситуацию? Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты (на­пример, мысленно проанализировать особенности партнера в этот момент: «глаза-то как вылупил» или «вены-то как взду­лись, вот-вот лопнут» или представить, что у партнера на голо­ве шапочка с бубенчиками и «услышать» их звон в соответст­вии с движениями его головы). Однако мы говорим о деловой коммуникации и об ее эффективности, следовательно такое по­ведение недопустимо ни с одной, ни с другой стороны. Целесо­образнее и в такой ситуации использовать вербальные средст­ва, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию партнера, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему.

Вообще тон голоса играет большое значение для понима­ния контекста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Например, фразу: «Эту проблему мы должны решать совместно» можно сказать следующим образом: