logo
Райгородский Д

Восприятие людьми друг друга *

Перцептивная сторона общения

При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае сужается термин-понятие «социальная перцепция», отождествляется с межличност­ным восприятием. В данной работе за основу принято это, более узкое значение понятия о перцептивной стороне об­щения.

Выдающиеся отечественные психологи Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необхо­димо иметь в виду каждому исследователю при разработке про­блем общения: l) познание, людьми друг друга; 2) эмоциональ­ное отношение их друг к другу; з) взаимопонимание партнеров по общению. Развитие этих теоретических позиций по пробле­мам общения продолжено их учениками и последователями (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Таким образом, при взаимодействии в совместной дея­тельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие челове­ка человеком и изучение особенностей межличностной пер-

цепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется пред­ставление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межлич­ностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следо­вательно, при взаимодействии людей в совместной деятель­ности должны быть приняты в расчет не только потребно­сти, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е. то, каким Вас видит партнер по общению.

Следует подчеркнуть существенную разницу между поз­нанием мира, природы и познанием человека человеком. Если познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т.е. субъекта познания), то познание и понима­ние людьми друг друга происходит на основе взаимопони­мания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Более того, это взаимопони­мание может качественно изменяться. Скажем, если цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому, чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мо­тивы), то это - одно. И совсем другое дело, когда цели, мо­тивы, установки партнера по взаимодействию не только по­няты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом слу­чае согласуются действия, проявляются симпатии, возника­ет любовь...

В обыденной жизни люди зачастую не знают действитель­ных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением дру­гого индивида, либо на основе собственных мотивов поведе­ния, которые могут возникнуть или которые возникали в про­шлом в аналогичных ситуациях.

------------------------------------

* А В Батаршев Психодиагностика способности к общению М., 2001

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание

в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем ' | собственного самосознания. Анализ осознания себя через дру­гого человека производится с помощью двух понятий: иденти­фикация и рефлексия.

Идентификация - это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это проис­ходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия инди­вид делает попытки поставить себя на место партнера по обще­нию. При идентификации устанавливается определенная эмо­циональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтностъ»: Если для первого понятия основой является про­цесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподо­бление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или груп­па, членом которой является субъект, или другая группа, с ко­торой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том, и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязатель­но означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект отно­сится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он, вос­принимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцени­ваются и изменяются определенные характеристики друг друга.