2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
Оборудование:
форма PAC-S/P, анкета теста, синий
Бланк карты наблюдений и красный карандаш.
Инструкция для специалиста:
Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.
Рекомендации для специалиста:
Оценку целесообразно проводить раз в полгода, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.
Социограмму заполняют те люди, которые наибольшее время находятся с конкретными детьми, т.к. они наиболее полно могут ответить на вопросы анкеты.
Благодаря чрезвычайно удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровень развития навыков.
Использование методики «Социограмма» по Х.С.Гюнцбургу, дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно
Карта наблюдений «Социограмма» (форма РАС – S/P)
Фамилия_ Возраст_ Группа_
ч>, •%£. гу>, ^> ч «* Ло,. % г*. о
°Рика)
Заполнил:
Дата заполнения_
АНКЕТА МЕТОДИКИ «СОЦИОГРАММА» (форма PAC/SP)
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Еда
1. Проглатывает жидкую пищу.
2. Хорошо принимает пищу через соску.
3. Берет кашу губами с ложки (когда его/ее кормят).
4. Проглатывает кашеобразную пищу.
5. Кладет ложку сам в рот, если его/ее руку с ложкой подвели ко рту.
6. Во время еды руку подводят ко рту, хотя ложку держит крепко сам/ сама.
7. Жует (кексы, печенье, сухари и т.д.).
8. Откусывает (хлеб, батон, кекс).
9. Подносит наполненную ложку ко рту (часть пищи роняет, пачкается).
10. Пьет из чашки с помощью кого-либо.
1 1 . Жует без труда любую пищу.
1 2. Берет кусочки хлеба и кладет их в рот.
13. Самостоятельно наполняет ложку, подносит ко рту, но пачкается при этом.
14. Держит наполненную наполовину ложку самостоятельно.
15. Ест ложкой без посторонней помощи.
16. Берет свой хлеб в руку и откусывает.
17. Ест вилкой разрезанную пищу.
1 8. В состоянии что-либо налить себе попить без посторонней помощи (из маленькой бутылки, графина, чайника).
19. Самостоятельно зачерпывает пищу ложкой.
20. Использует нож, чтобы намазать что-либо.
21. Может самостоятельно принести, налить и пить напитки, воду из кружки, кувшина, крана и др.
Туалет и умывание
22. Сидит на горшке (унитазе).
23. Ходит в горшок (унитаз), когда сидит на нем.
24. Ходит достаточно регулярно в горшок (унитаз), если чаще усаживать на него.
25. Привык ходить в туалет регулярно в определенное время.
26. На протяжении дня сухой ребенок, но нужно часто водить в туалет.
27. На протяжении дня сухой и чистый ребенок, но нужно регулярно водить в туалет.
28. Показывает или говорит, что хочет в туалет (нужна помощь при раздевании или одевании).
29. Самостоятельно ходит в туалет, но нужна помощь при подтирании.
30. Держит руки под текущей водой, трет руки друг о друга (без мыла).
31. Вытирает руки полотенцем.
Одевание и раздевание
32. Делает первые попытки помощи при раздевании.
33. Делает первые попытки помощи при одевании.
34. Держит руки и ноги, если его/ее раздевают.
35. Делает попытки самостоятельно раздеваться и одеваться.
36. Надевает по указанию отдельные предметы одежды (не застегивая).
37. Может надеть широкие брюки или простой пуловер (нужно немного помочь).
38. Может по указанию расстегивать простые застежки (большие пуговицы, молнию).
39.Надевает самостоятельно простые предметы одежды (не обязательно правильно).
ВОСПРИЯТИЕ И РЕЧЬ
Восприятие и обследование окружающего мира
40. Реагирует на яркий свет.
41. Смотрит на источниксвета и медленно передвигающиеся предметы.
42. Реагирует на громкий шум.
43. Реагирует на легкий шум (погремушка).
44. Различает вкусовые свойства.
45. Поворачивает голову на шум, возникающий вне поля зрения, но рядом с ухом.
46. Осматривает предмет, который держит в руке.
47. Смотрит на различные предметы в помещении.
48. Ищет потерянный из виду предмет.
49. Прислушивается к шагам, разговору или музыке.
50. Прислушивается к легким шумам (тикают часы).
51. Исследует различные предметы, облизывая их.
52. Исследует предметы, ощупывая их.
53. Тянет игрушку за ленту (завязку). , 54. Ищет пропавший из поля зрения предмет. : 55. Смотрит на ноги, если поднимается на препятствия (шина, палка,
канат, паребрик). ; 56. Следит глазами за действиями своих рук. 157. Узнает голоса знакомых лиц, не видя их.
58. Реагирует на сильные запахи.
59. Выбирает какое-то из различных блюд.
60. Ставит предмет к предмету.
61. Показывает 2 части тела на себе и других (где нос?).
62. Различает один и множество предметов.
63. Различает съедобное и несъедобное (на вид).
64. Узнает и показывает предметы на картинках.
65. Двигается, если слышит музыку.
66. Различает, ощупывая два предмета (плюшевый мишка, ложка).
67. Выбирает из двух одинаково любимых блюд (например: варенье -колбаса).
Активная речь
68. Громко и монотонно кричит.
69. Издает звуки, по которым можно понять, что ребенок чувствует себя хорошо.
70. Издает гласные звуки (а, э, ээ).
71. Издает согласные звуки (ммм...).
72. Издает сочетание звуков по цепочке (та-та-та-та).
73. Говорит двойные слоги (та-та, ма-ма).
74. Повторяет известные ему звуки и слоги вслед за кем-либо.
75. Произносит слоги с определенным смыслом (-жжж- = машина, -ам-ам- =есть).
76. Первые детские слова со смыслом (-ау-ау-, -ав-ав- =лай собаки).
77. Может по указанию подражать звукам, слогам, движению рта.
78. Отчетливо говорит 3-4 слова.
79. Сопоставляет слова с ситуациями или предметами.
80. Изъявляет желания в однословных предложениях (-мама!- =мама, подойди!).
81. Просит определенными словами, отчасти самим придуманными, пить или кушать.
82. Использует двухсловные комбинации со смыслом (-мама пай-).
83. Употребляет не только главные слова, но и слова, называющие действия или признаки.
84. Называет свое имя, если спросят.
85. Начинает задавать вопросы (-что это?-).
86. Обозначает себя: -я-.
87. Использует вопрос -почему?-.
88. Если спросят, называет свое полное имя.
Пассивная речь (понимание речи)
89. Реагирует на свое имя.
90. Реагирует на «нет», «нельзя» (быстро выполняет запрет).
91. Понимаетпростыеуказанияжестом(протянутыеруки=иди ко мне).
92. Показывает по просьбе любимые игрушки или людей (самое малое – 2).
93. Отвечает на определенные слова жестами, передающими соответствующий смысл (–пока, пока!– = машет рукой).
94. Знает названия окружающих его/ее предметов (может показать не меньше 5 предметов, когда спрашивают -где?...-).
95. Понимает простые распоряжения без жеста (-иди сюда-, -принеси мне-).
96. Выполняет простые задания (-закрой дверь-, -принеси кружку-).
97. Любит слушать стихи, рифмы, ритмичное говорение.
98. Проявляет интерес к простым историям в картинках.
99. Понимает самое малое 20 слов.
100. Показывает из 6 представленных на выбор предметов 2 названных.
101. Прослушивает простые короткие рассказы.
102. Выполняет команды, даже если они сформулированы по-разному (-запри дверь-, -прикрой дверь-, -закрой дверь-).
103. Понимает приказания, в которых встречаются: на, в, под, за это, на это, под это.
104. Ребенок имеет количественное понятие -два-. Например, он/она может по просьбе подать сначала один, затем два из четырех, положенных перед ним, предмета.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (активность)
105. Успокаивается при прикосновении или изменении положения
106. Реагирует на обращенную речь.
107. Реагирует на выражение лица, например: улыбается в ответ (устанавливает на несколько секунд зрительный контакт).
108. Отличает серьезный тон от ласкового.
109. Показывает радостное возбуждение, если с ним играют.
110. Играет в игру «ку-ку» (стягивает платок с головы) или в другие первые игры-общения.
111. Ведет себя по-разному со знакомыми и незнакомыми людьми.
112. Наблюдает за взрослыми, когда те чем-либо занимаются.
113. Делает попытки подражать в играх «ладушки-ладушки», «полетели-полетели, на головку сели».
114. Повторяет вещи, за которые был похвален.
115. Повторяет простые жесты (машет ручкой = «до свидания»).
116. Может обратить на себя внимание с помощью издаваемого шума, жестов, звуков.
117. Хватает за протянутую ему руку.
118. Начинает реагировать на игру, например: прокатить мяч.
119. Подходит к другим детям и хватает их.
120. Выражает симпатию и антипатию (гладит «пай-пай» или отталкивает).
121. Интересуется своим зеркальным отражением.
122. Узнает какие-то из своих предметов.
123. Прижимает и гладит куклу или плюшевых зверей.
124. Любит, когда показывают книги с картинками.
125. Играет рядом с другими, но не вместе.
126. Подражает повседневной деятельности (помогает подметать, накрывать на стол, варить).
127. Проявляет первые попытки совместной игры с другими детьми.
128. Подчиняется простым игровым правилам.
МОТОРИКА
Двигательная способность (общая моторика)
129. Лежа на спине, может поворачивать голову.
130. Может держать свою голову в наклонном положении несколько секунд.
131. Лежа на животе, может удерживать свою голову в течение 30 секунд.
132. Дает себя поднимать за руки из лежачего положения на спине, поднимает при этом голову.
133. Лежа на животе, поддерживает себя на вытянутых вперед руках.
134. Перекатывается из положения лежа на животе на спину.
135. Сидит с поддержкой.
136. Поднимается в сидячее положение.
137. Недолго сидит без поддержки с относительно прямой спиной.
138. Передвигается ползая, карабкаясь или скользя со своего места.
139. Поднимается в положение стоя.
140. Стоит, если крепко держится.
141. Может ходить с поддержкой.
142. Держится за мебель при ходьбе.
143. Может свободно стоять.
144. Может свободно ходить.
145. Поднимает что-либо наклоняясь.
146. Толкает и тянет крупные предметы, как бы играя.
147. Может подниматься по лестнице наверх, ставя обе ноги на ступеньку (держится за перила).
148. Спускается по лестнице, ставя обе ноги на ступеньку (держится за перила).
149. Может бегать (пробегает несколько шагов).
150. Открывает двери.
151. Забирается на стул.
152. Ходит спиной вперед.
153. Толкает мяч ногой, не теряя при этом равновесия.
154. Ловит большой мяч руками.
155. Использует детское средство передвижения (самокат, машину с педалями, велосипед).
156. Может подпрыгивать на двух ногах.
Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика).
157. Складывает пальцы в кулак при малейшем нажатии на ладонь.
158. Зажимает предметы в кулаке и держит крепко, если предмет был положен в руку.
159. Ощупывает предметы, с которыми соприкасается,
160. Двигает, перемещает данные ему в руку предметы, может брать в рот.
161. Дотрагивается до предметов, которые видит.
162. Хватает предметы всей рукой.
163. Перекладывает предмет из руки в руку.
164. Отпускает предмет специально.
165. Берет предметы, чтобы их подвигать (потрясти, постучать, потолкать).
166. Держит 2 предмета и бьет их друг о друга.
167. Берет маленькие предметы большим и указательным пальцем.
168. Подает предметы рукой.
169. Бросает предметы в большую корзину.
170. Может опустить маленькие предметы в узкое отверстие.
171. Вынимает и складывает предметы.
172. Нанизывает кольца на закрепленный стержень.
173. Показывает пальцем.
174. Может пошевелить отдельно 2-мя, 3-мя пальцами.
175. Разворачивает завернутые конфеты.
176. Листает толстые страницы книги с картинками.
177. Нанизывает большие бусины на нитку.
178. Ставит 3-4 предмета друг на друга.
179. Чиркает мелом и толстым карандашом.
180. Отвинчивает крышки бутылочек, баночек.
181. Может переливать воду из одной чашки в другую.
АНКЕТА МЕТОДИКИ «СОЦИОГРАММА» (ФОРМА РАС - 1)
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Поведение за столом
1. Ест ложкой и не нуждается при этом в помощи.
2. Пьет, не проливая, держит стакан одной рукой.
18. Легко пользуется вилкой за едой.
19. В состоянии принести себе что-либо попить. 34. Обслуживает за столом себя сам, и ест не требуя особой помощи. 51. Пользуется ножом при намазывании варенья или масла и т.д. 69. Используетбез больших трудностей нож, чтобы что-либо разрезать. 92. Без труда правильно пользуется ложкой и вилкой. 109. Пользуется ножом, чтобы очищать фрукты.
-1)
ФИО____________________________
Группа____________________________
Дата_________________________....&1
ov?
<У4/
№
Двигательная способность
3. Поднимается по лестнице вверх, ставит обе ноги на каждую ступеньку.
4. Спускается по лестнице, ставит обе ноги на каждую ступеньку. 20. Использует какое-либо детское средство передвижения (например, трехколесный велосипед, при этом не обязательно использует педали).
35. Поднимается по лестнице, причем старается ставить одну ногу на каждую ступеньку, не держась при этом руками.
36. Спускается по лестнице, старается ставить одну ногу на каждую
ступеньку, не держась при этом руками. 52. Ходит в гости к соседям и выходит во двор.
70. Не нуждается во время игры вне дома в особом присмотре, когда час или несколько находится во дворе.
71. Гуляет во дворе, не нуждаясь в особом присмотре. 94. Бегает без присмотра в окрестностях, но не перебегает улицу. 110. Гуляет в окрестностях без присмотра, пересекая при этом улицу.
Ту ал emu умывание
5. В общем, ребенок чистый, только иногда что-то происходит.
21. Говорит, что хочет в туалет, или ходит самостоятельно.
22. Вытирает руки аккуратно, не нуждаясь при этом в большой помощи.
37. Самостоятельно ходит в туалет и подтирает себя.
38. Тщательно моет руки с мылом.
53. Моет лицо достаточно хорошо (не обязательно за ушами).
54. Чистит зубы.
72. Как правило, приводит волосы в порядок. 95. Моется полностью и основательно без особого присмотра. 111. Приготавливает все для мытья.
Одевание (раздевание)
6. Снимает чулки, колготки.
7. Помогает, когда его одевают.
23. Снимает и одевает самостоятельно отдельные части одежды.
24. Застегивается, если есть пуговицы. 39. Складывает одежду, и приводит ее в порядок. 55. Раздевается вечером самостоятельно и при этом нет необходимости в постоянном контроле.
73. Одевается утром сам в заранее приготовленную одежду и при этом нет необходимости в постоянном контроле.
74. Достает (из шкафа, с вешалки) и самостоятельно одевает наиболее
часто используемые предметы одежды. 96. Зашнуровывает обувь. 112. Застегивает ремень, завязывает пояс.
РЕЧЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Речь
8. Следует простым указаниям (правильно реагирует минимум на четыре простых указания, например: -закрой дверь-, -дай мне руку, -покажи нос-, -закрой глаза-, -подними кубик-, -брось мяч- и т. д.).
9. Понимает команды, в которых употреблены предлоги места, направления, т.е. на, в, за, под, над, перед. (Правильно реагирует минимум на пять указаний, не сопровождаемых жестом, например: -поставь тарелку на стол-, -положи книгу в ящик-, -встань за доску-, -залезай под стол-, -подними мяч над головой-).
25. Рассказывает связно и достаточно понятно для всех о переживаемых событиях.
26. Предложения содержат множественное число, формы прошедшего времени, «я» и сравнительные слова. 40. Понимает простые вопросы и дает правильные по смыслу ответы.
56. Может раскрыть значение простых слов (например: -что такое стул?- -ответ: -чтобы сидеть-).
57. Употребляет главные и придаточные предложения с -потому что, однако, но, если, несмотря на, потом, во время- (минимум три слова употребляет спонтанно).
75. Понимает -тройные команды-, например: -Сделай это..., потом..., затем- (Все три действия ребенок выполняет в указанной последовательности и без помощи словом, жестом или взглядом).
97. Понимает пространственные ориентиры: вверх, слева, вниз, справа и т.д. (например: -положи книгу на верхнюю полку слева-). 113. Без труда повторяет рассказ, (например: пересказать ранее не знакомую сказку из 10-12 коротких предложений, без подсказки. Допустима помощь: -А что было потом?-).
Сравнение и элементарные понятия
10. Различает по родам: мужчина – женщина, мальчик – девочка.
27. Может устанавливать соответствия в цвете – такой – не такой-. (Например: раскладывает отрезки цветной бумаги в соответствии с цветом – красный с красным, синий с синим и т.д.).
41. Различает короткий, длинный, маленький, большой, толстый, тонкий.
58. Различает и называет безошибочно 4 и более цветов.
59. Безошибочно различает дообеденное время и послеобеденное.
76. Показывает право и лево на себе.
77. Называет механически дни недели и «узнает» некоторые дни. (Например, среда – едем в бассейн).
98. Определяет точное время по четвертям часа.
114. Определяет время и связывает время с различными действиями и событиями.
Понятие числа (количество)
11 .Может безошибочно различить -много- и -один-. 28. Понимает различие между двумя и множеством предметов.
42. Может механически сосчитать до 10 предметов.
43. Может обходиться с числовыми операциями до 4. 60. Может разложить предметы по величине от маленького до большого.
79. Может механически сосчитать 30 и более предметов.
80. Может обходиться с числовыми операциями до 13 и более.
81. Может назвать монеты (1,5, 10,20,50, 100 рублей). 99. Может сложить различные монеты до суммы в 100 рублей. 115. Может дать сдачу до 100 рублей.
Действия с бумагой и карандашом 12. Держит карандаш и может написать за учителем косые полосы и
крючки.
29. Может рисовать окружности за учителем. 44. Рисует «человечка», у которого есть хотя бы голова и ноги. 61. Рисует узнаваемые «дома» и «людей».
82. Пишет свое имя печатными буквами или узнает его среди других имен или печатных слов.
83. Может различать 40 и более слов, написанных печатно.
100. Пишет свое имя (нормальным шрифтом).
101. Читает простые заголовки, обращения (например -не курить!-). Не меньше 10.
102. Адресует конверт в приемлемом виде. 116. «Читает» простые печатные тексты.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
Игра
13. Играет в присутствии других, но, однако, это не совместная игра.
30. Ждет своей очереди, может уступить другому. I 45. Играет в совместные игры с другими. ! 46. Охотно разговаривает с другими. \ 62. Принимает участие в соревновательных играх.
63. Рассказывает, изображает историю так, как он слышал.
64. Поет и танцует под музыку, может поставить пластинку.
84. Принимает участие в простых настольных играх (лото, домино и
т.д.).
103. Принимает участие в играх с мячом. 117. Принимает участие в командных играх.
Бытовая деятельность 14. По просьбе приносит или относит предметы.
31. Помогает дома, когда просят.
47. Выполняет простые поручения вне дома.
65. По поручению взрослого может один зайти в магазин, найти хотя бы один предмет (продукт), заплатить за него и с покупкой и сдачей выйти из магазина, где его ждет взрослый.
85. Выполняя поручения, правильно обращается с деньгами.
86. Ходит в магазин и покупает определенные вещи.
87. Берет на себя маленькие обязанности.
104. Помогает дома, ходит в разные магазины.
105. Выполняет небольшие работы без присмотра. 118. Выполняет 3 простых поручения самостоятельно.
Мелкая моторика
15. Может нанизывать большие бусы.
16. Может практически применять поворотные движения. 32. Может ножницами резать бумагу.
48. Может конструктивно обходиться с пластилином и деревянным конструктором.
49. Может вырезать картинки, хотя не очень ровно.
66. Может наматывать нитку на шпульку.
67. Может из соответствующего материала строить сложные конструкции.
88. Может разрезать материал ножницами. 106. Может складывать в стопку бумагу, игральные карты. 119. Может аккуратно отрезать бумагу по начерченным линиям.
Подвижность (общая моторика)
17. Может пинать мяч ногами, не падая при этом. 33. Может прыгать, скакать на двух ногах. 50. Может 10 секунд стоять на носочках. 68. Может скакать на скакалке.
89. Умеет обращаться с молотком или шить.
90. Может попасть мячом (30x30 см.) в цель на расстоянии 1,5 м.
91. Может играть с надувными мячами (шарами) довольно уверенно.
107. Использует инструменты, кухонные и садовые «машины».
108. Может стоять на носочках и держать равновесие при наклоне вперед. 120. Может держать равновесие, стоя на носочках, на корточках.
1.3. АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ
1. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно пользоваться умывальными принадлежностями?
2. Требуется ли Вашему ребенку помощь, когда он чистит зубы?
3. Обладает ли Ваш ребенок необходимыми навыками и умениями для самостоятельного принятия ванны?
4. Требуется ли Вашему ребенку помощь при посещении туалета?
5. Самостоятельно ли одевается Ваш ребенок?
6. Может ли Ваш ребенок самостоятельно выбирать себе одежду, в зависимости от ситуации?
7. Переодевается ли Ваш ребенок без напоминания , когда это необходимо?
8. Умеет ли Ваш ребенок застегивать пуговицы?
9. Обладает ли Ваш ребенок навыком обращения с молнией, кнопками?
10. Умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки ?
11. Можете ли Вы оставить своего ребенка на некоторое время дома одного?
12. Умеет ли он пользоваться бытовыми электрическими, электроосветительными приборами?
13. Доверяете ли Вы своему ребенку пользование телефоном?
14. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться плитой и другими нагревательными приборами?
15. Может ли он подогреть себе пищу?
16. Может ли он приготовить бутерброды?
17. Самостоятельно ли ест Ваш ребенок?
18. Пользуется ли он вилкой?
19. Доверяете ли Вы ему нож?
20. Учили ли Вы его пользоваться телефоном?
21. Может ли он в необходимом случае связаться с пожарной охраной (другими службами)?
22. Знает ли Ваш ребенок функции таких учреждений как милиция, больница и т.д.?
23. Умеет ли Ваш ребенок читать?
24. Узнает ли Ваш ребенок социально значимые слова?
25. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин ?
26. Может ли он сходить в магазин самостоятельно?
27. Ориентируется ли в деньгах?
28. Умеет ли считать наизусть? >
29. Может ли написать свое имя и адрес?
30. Умеет ли организовать свое время?
31. Проявляет ли к чему-нибудь повышенный интерес?
32. Слушает ли музыку?
33. Танцует ли Ваш ребенок ?
34. Обладает ли умением начинать разговор?
35. Пользуется ли в разговоре вежливыми формулами речи?
36. Есть ли у него друзья?
37. Принимает ли Ваш ребенок участие в занятиях какого-; кружка?
38. Научен ли Ваш ребенок стирать себе некоторые предметы а одежды?
39. Пользовался ли он утюгом?
40. Выполняет ли Ваш ребенок дома определенные домашние обя ности?
41. Устанавливает ли для жизни четкий распорядок дня?
42. Ориентируется ли во времени с помощью часов?
43. Нужна ли Вашему ребенку помощь во время прогулки?
44. Гуляет ли он самостоятельно?
45. Посещаете ли Вы с ребенком места развлечений и т.д.
Ключ:
1.
| +
| 16.
| +
| 31.
| +
|
2.
| _
| 17.
| +
| 32.
| +
|
3.
| +
| 18.
| +
| 33.
| +
|
4.
| _
| 19.
| +
| 34.
| +
|
5.
| +
| 20.
| +
| 35.
| +
|
6.
| +
| 21.
| +
| 36.
| +
|
7.
| +
| 22.
| +
| 37.
| +
|
8.
| +
| 23.
| +
| 38.
| +
|
9.
| +
| 24.
| +
| 39.
| +
|
10.
| +
| 25.
| +
| 40.
| +
|
11.
| +
| 26.
| +
| 41.
| +
|
12.
| +
| 27.
| +
| 42.
| +
|
13.
| +
| 28.
| +
| 43.
| _
|
14.
| +
| 29
| +
| 44.
| +
|
15.
| +
| 30.
| +
| 45.
| +
|
1.4. АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
1. Часто ли бывает у Вашего ребенка радостное настроение?
2. Испытывает ли Ваш ребенок беспокойство перед посещением врача?
3. Боится ли Ваш ребенок оставаться один в темноте?
4. Боится ли он грозы, молнии?
5. Пугается ли он собак или каких-либо животных?
6. Часто ли Ваш ребенок бывает настолько возбужден, что не может заснуть?
7. Часто ли Ваш ребенок бывает чем-то встревожен?
8. Ему трудно сосредоточиться на чем-либо одном?
9. Часто ли Ваш ребенок приходит в замешательство?
10. Ваш ребенок очень застенчив?
11. У него беспокойный и прерывистый сон?
12. Ваш ребенок настороженно относится к незнакомым людям?
13. Он уверенно чувствует себя в незнакомом месте?
14. Ваш ребенок обычно спокоен?
15. Он легко расстраивается?
16. У Вашего ребенка преобладает ровное настроение?
17. Часто ли Ваш ребенок приходит в возбужденное или беспокойное состояние?
18. Быстро ли устает Ваш ребенок?
19. Легко ли он может заплакать?
20. Ваш ребенок отличается упрямством?
21. Быстро ли он успокаивается после раздражения?
22. Часто ли меняется настроение у Вашего ребенка?
23. Возникает ли у Вашего ребенка эмоциональное возбуждение, когда нарушается привычный распорядок дня?
24. Может ли он обидеться на Вас зато, что Вы сделали что-либо не так, как он хотел?
25. Если Ваш ребенок разозлится, то может кого-либо ударить?
26. Проявляются ли у него вспышки гнева?
27. Ваш ребенок спокойно реагирует на замечания, указания?
28. Бывает ли ему стыдно за совершенные поступки?
29. Может ли он скрыть плохое отношение к кому-либо?
30. Ругается ли Ваш ребенок?
31. Когда Ваш ребенок раздражен, может ли он причинитьсебе вред?
32. Вступает ли он в спор с Вами на повышенных тонах?
33. Бывают ли у Вашего ребенка вспышки гнева без видимой причины?
34. Имеет ли Ваш ребенок склонность к стереотипным действиям?
35. Любознателен ли Ваш ребенок?
36. Долго ли помнит обиды Ваш ребенок?
37. Заботится ли он о других?
38. Часто ли у него бывают спады и подъемы настроения?
39. Ваш ребенок раздражителен?
40. Он часто чувствует себя усталым без какой-либо причины?
41. Его сильно нервирует ожидание?
42. Он работает (выполняет какое-либо задание) с большим напр! нием?
43. Уходил ли Ваш ребенок от Вас надолго без разрешения?
44. Ваш ребенок намеренно говорит что-нибудь неприятное обидное для человека?
45. Ему нравится общаться со сверстниками?
Ключ:
1.
| +
| 16.
| +
| 31.
| _
|
2.
| _
| 17.
| _
| 32.
| _
|
3.
| _
| 18.
| _
| 33.
| _
|
4.
| _
| 19.
| _
| 34.
| _
|
5.
| _
| 20.
| _
| 35.
| +
|
6.
| _
| 21.
| +
| 36.
| _
|
7.
| _
| 22.
| _
| 37.
| +
|
8.
| _
| 23.
| _
| 38.
| _
|
9.
| _
| 24.
| _
| 39.
| _
|
10.
| _
| 25.
| _
| 40.
| _
|
11.
| _
| 26.
| _
| 41.
| _
|
12.
| _
| 27.
| +
| 42.
| _
|
13.
| +
| 28.
| +
| 43.
| _
|
14.
| +
| 29
| +
| 44.
| _
|
15.
| _
| 30.
| _
| 45.
| +
|
I
ОБСЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1.ФИО
1.2. Возраст
1.3. Диагноз
1.4 .Речевой анамнез
2. СВЕДЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (указать тип учреждения, сроки и результаты)
2.1. Пребывание в массовых образовательных учреждениях
2.2. Пребывание в специальных образовательных учреждениях
2.3. Получение логопедической помощи в специальных образовательных учреждениях
2.4. Получение логопедической помощи в медицинских учрежде-ниях
2.5. Оказание частной логопедической помощи
3. СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
3.1. Наличие ситуативного понимания речи
3.2. Потребность в жестовом сопровождении ситуативной речи
3.3. Наличие внеситуативного понимания речи
4. СОСТОЯНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
4.1. Наличие экспрессивной речи
4.2. Общая характеристика экспрессивной речи (однословная, фразовая, развернутая)
4.3. Использование экспрессивной речи в коммуникации (постоянное, ограниченное, не использует)
4.4. Использование мимики и жестов в коммуникации (не использует, сопровождает речь, заменяет речь)
4.5. Специфические особенности речи (речевой негативизм, логоррея, эхолалия, аутичная речь, вербализм, резонерство)
4.6. Способы выражения желаний (мимика, жесты, крики, показ, речь)
5. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
5.1. Строение и функционирование органов произношения
5.1.1. Состояние дыхательной функции
5.1.2. Состояние голосовой функции
5.1.3. Состояние органов артикуляции
5.2. Характеристика произношения
5.2.1. Темп
5.2.2. Ритм
5.2.3. Внятность5.2.4. Звукопроизношение
5.2.5. Звукослоговая структура слов
6. СПОСОБНОСТЬ К РЕЧЕВОМУ ПОДРАЖАНИЮ
6.1. Повторение звуков (гласных, согласных)
6.2. Повторение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)
6.3. Повторение серии слогов (одинаковых, разных)
6.4. Повторение слов разной звукослоговой структуры
6.5. Повторение серии слов
6.6. Повторение фраз
7. ОТНОШЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ПЕНИЮ
7.1. Восприятие песен
7.2. Наличие любимых песен
7.3. Воспроизведение песен
8. СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
8.1. Понимание категорий рода, числа, падежа существительных
8.2. Наличие аграмматизмов в экспрессивной речи
9. НАЛИЧИЕ И ХАРАКТЕР ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
9.1 Чтение
9.2 Письмо
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1. Возможность использования имеющейся речи для коммуникации
10.2. Логопедический диагноз
10.3. Рекомендации по развитию и совершенствованию речи
1.6. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
(А.Л. Варга, В. В.Столина)
Уважаемые родители!
Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о вос-I питании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в ^«Бланке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. \Если вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на ^«Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если ене согласны – зачеркните этот номер. Если вам трудно сформулировать f свое отношение, то возле номера вопроса на «Бланке» поставьте вопросительный знак.
Б этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. 'Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете. Тем самым вы поможете себе и психологу. Не спешите.
Желаем успеха.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к своему ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Для оценки результатов опросника используют 5 шкал.
I. «Принятие-отвержение»: шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку;
II. «Кооперация»: социально-желательный образ родительского отношения;
III. «Симбиоз»: шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком;
IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: отражает форму и направление контроля за поведением ребенка;
V. «Маленький неудачник»: отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Бланк для регистрации ответов родителей
1
| И
| 21
| 31
| 41
| 51
|
2
| 12
| 22
| 32
| 42
| 52
|
3
| 13
| 23
| 33
| 43
| 53
|
4
| 14
| 24
| 34
| 44
| 54
|
5
| 15
| 25
| 35
| 45
| 55
|
6
| 16
| 26
| 36
| 46
| 56
|
7
| 17
| 27
| 37
| 47
| 57
|
8
| 18
| 28
| 38
| 48
| 58
|
9
| 19
| 29
| 39
| 49
| 59
|
10
| 20
| 30
| 40
| 50
| 60
|
Ваши фамилия, имя, отчество_ Фамилия и имя вашего ребенка_ Возраст ребенка __________
Кто заполнял: отец, мать или воспитатель (подчеркнуть)
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29