logo
Шипицына Л

2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).

Классификации С. Ingram, J. Gandreau и М. Cleugh имеют узко направленное практическое значение. Отсутствие анализа структуры интеллектуального дефекта делает данные классификации недостаточными даже для работы педагогов. Они не выделяют наиболее сохранные или наиболее пострадавшие стороны психики, в связи с этим невозможен выбор наиболее адекватных методов обучения разных типов детей с умственной отсталостью.

Существуют морфологические классификации (R. Masland, 1958; N. Malamut, 1964; L. Crome, J. Stem, 1967 и др.). Наибольший след в анатомо-морфологическом и этиологическом направлении учения о слабоумии во второй половине XIX – начале XX века оставили психиатры В. Гризингер, В.Айрленд, Б. Морель, Д. Бурне-виль, В. Вейганд, Э.Крепелин.

Английский психиатр - В. Айрленд (1838-1909) сделал одну из первых попыток классифицировать слабоумие по анатомо-морфо-логическим и этиологическим признакам. Он различал 10 групп идиотии в зависимости от расстройств, которые лежат в их основе: генетический, микроцефалический, эпилептический, гидроцефа-лический, травматический, воспалительный и др.

В. Айрленд сделал попытку указать социальные факторы, которые в разной степени влияют на возникновение слабоумия. Эта классификация до конца XIX века была исходной для других классификаций в данном направлении. В настоящее время она не может быть использована для диагностики форм умственной отсталости, т. к. не учитывает более легкие степени психического недоразвития.

Французский психиатр V. Magnan (1897) предлагал классификацию слабоумия, учитывая и этиологические, и анатомо-физио-логические факторы: