0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
1.2
Ш ш
0.93
,
0.7
1.4-1 1.2-1 -0.8-0.6-0.4-0.2-
0
Активность Оценка Сила
Ш Основная группа 0 Контрольная группа Рис. 35. Отношение матерей к понятию «Мой сын/дочь»
ным ребенком, может быть связано с постоянным пребыванием ребенка с родителями. Как отмечалось выше, в редких случаях эти Дети находятся вне контроля родителей, самостоятельно посещая те или иные образовательные, производственные или спортивные Учреждения, поэтому, среднее значение силы эмоциональных переживаний в этой группе низкое. Уровень оценки отношения к ребенку в основной группе имеет более высокое значение, чем в контрольной группе, что можно объяснять тем, что для этих родителей
их ребенок – «вечный ребенок», объект всех их помыслов и устрем. лений, они искренни в своей любви к нему и с годами это чувство не становится слабее. Фактически больной ребенок для родителей значит больше, чем здоровый ребенок для родителей контрольной группы. Следовательно, образ больного сына или дочери для его матери выглядит весьма положительно как нечто активное, хорошее и слабое (рис. 35).
Семья с больным ребенком предвидит его будущее, как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Матери боятся, что их ребенок предстанет перед такими психическими травмами, как неспособность жить и работать независимо, быть обреченным на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несет для них ничего хорошего. В этой связи особого внимания заслуживают результаты оценок отношения матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына/дочери». Отмечаются большие отличия значений факторов А, О и С (в отрицательных значениях), в сопоставлении с аналогичными показателями контрольной группы, они составляют соответственно 1,32 (22%), 1,69 (28,2%) и 0,45 (7,5%) единиц (рис. 36). Будущее своего больного ребенка видится родителям неопределенно-пассивным (абсолютное значение фактора А =–0,77), то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов вообще и умственно отсталых, в частности, не позволяет родителям питать радужные надежды на «светлое будущее» своих взрослых детей. Их настоящее и будущее они связывают только с собой: в одних случаях это совместная, например, работа мамы и посещение ребенком одной школы, детского сада; в других – совместное проживание и труд на приусадебном или дачном участке или надомный труд; иногда – «настоящая работа» в картонажных или аналогичных цехах, но под присмотром кого-либо из членов семьи или знакомых. Естественно, что видение таких перспектив оценивается еще ниже (значение фактора О =-1,12).
Большинство матерей из основной группы делит категорию «будущего» на два понятия – будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних. Если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весьма позитивно, то будущее после их смерти представлено низкими показателями фактора А (активности) и О (оценки), что говорит о том, что это понятие связано с неприятными эмоциональными переживаниями (рис. 37).
Отношение родителей основной группы к понятию «Болезнь моего сына/дочери» имеет ярко выраженную специфику. Поскольку в семье неизлечимо больной ребенок является главным объектом всей жизнедеятельности родителей, то, естественно, прихо-
0.57
-1.12
Активность Оценка Сила D Основная группа • Контрольная группа
Рис. 37. Отношение матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына/дочери» при жизни с родителями и после их смерти
1.5-, 1 - 0.5-0 -0.5 - -1 - -1.5 - -2- 1.25 -1 -1.45 Оценка Активность Сила
Рис. 36. Отношение матерей к понятию «Будущее моего сына/дочери»
дится ожидать низких значений фактора оценки, что фактически имеет место (О=-1,37) (рис. 38).
С другой стороны, сила эмоционального напряжения, связанная с данным понятием (С=1,31), указывает на чрезвычайную актуальность болезни ребенка, не кратковременной, а тяжелой болезни, длящейся всю жизнь и имеющей очень большое значение для родителей.
Таким образом, анализ результатов исследования, проведенного по методу «Семантического дифференциала», выявил отличия Между оценками основной и контрольной групп, касающихся всех
1.31
-0.02
-1.37
Сила Контрольная группа
Активность Оценка D Основная группа
Рис. 38. Отношение матерей к понятию «Болезнь моего сына/дочери»
четырех используемых для исследования понятий. Анализ отличий позволяет говорить о том, что уровень самооценки у родителей, воспитывающих взрослого умственно отсталого ребенка ниже, чем у родителей, имеющих здоровых детей, что может быть связано с переключением большей части их устремлений на ребенка. Поэтому они достаточно высоко оценивают своего ребенка, сила же этих переживаний невысока, так как, в основном, такие дети всегда рядом с родителями. Значительно большие отличия наблюдаются в оценках родителей основной и контрольной группы по отношению к понятиям, связанным с будущим и с болезнью детей. Оценки родителей основной группы имеют здесь очень низкие значения по вполне объяснимым причинам – будущее безрадостно, бесперспективно, а болезнь – это серьезно и надолго. У них отсутствует естественный в таких случаях оптимистический прогноз, более высокая сложность и проблемность жизненного пути не позволяет им порой увидеть хотя бы небольшое и нечастое положительное, что все же иногда встречается в их жизни.
Следовательно, шкалируемые понятия сопряжены в сознании матерей с сильными эмоциональными переживаниями и не могут не сказываться на отношении к своим детям, к себе и окружающим, делая эти отношения в силу их эмоциональной напряженности не всегда последовательными.
Результаты изучения психологических особенностей матерей, проведенные с применением методики «Семантический диффе~ ренциал», были расширены исследованиями, полученными при использовании методики «Незаконченные предложения». Данная методика широко используется в клинической и исследовательской практике и позволяет выявлять степень эмоционального на-
пряжения родителей по отношению к различным сферам их жизнедеятельности. В нашей работе этот подход позволил провести более тонкую дифференциацию выявленных отличий в оценках основной и контрольной групп.
Незаконченные предложения (в количестве двадцати шести) в данном варианте (приложение 1.10) составлены так, чтобы в их продолжениях проецировались основные аспекты внутренней картины переживаний. В работе использована классификация переживаний (табл. 30), составленная Д. Н. Исаевым (1991).
Наиболее важным в данном исследовании является качественный анализ ответов, так как они характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а её переживание. Другим способом обработки является количественная оценка результатов. При этом используется формализация и квалификация неопределенных и интуитивных утверждений, заключенных в ответах – продолжениях предложений и представляющих собой нечеткие множества. Принадлежность высказываний к такому множеству может принимать любое значение в диапазоне от 0 до 1 . В частности, если окончание предложения выражает явно положительные или отрицательные переживания, то ответ оценивается соответственно нулевым пли единичным баллом. Промежуточные значения оцениваются баллом, равным 0, 5. Полученные количественные данные затем усредняли в рамках соответствующей группы и по этому значению вычисляли коэффициент эмоционального напряжения, как отношение среднего значения к максимальному
Таким образом, методика «Незаконченные предложения» обес-|печивает возможность оценки отношения к проблеме болезни [взрослого ребёнка.
Результаты проведённых исследований в основной группе приведены в таблицах 29 и 30 и на рисунке 39.
Анализ результатов исследований показывает, что почти 60% Матерей имеют высокий уровень эмоционального напряжения (таблица 29), а остальные 41% – нормальный. Подобные значения представлений родителей о здоровье, болезни и будущем своего Ребенка, а также выраженность их отношения к этим вопросам позволяют говорить о неблагополучном психоэмоциональном состо-янии в основной группе матерей в целом. Как и ожидалось, наибольшие значения эмоционального напряжения вызывают перебивания, связанные с болезнью ребенка – «Отношение к болезни» (Кэн=о,66) и «Представления о болезни» (Кэн=0,55) (таблица 30).
Таблица 29 Уровни эмоциональных напряжений матерей основной группы
Значение уровня
| Среднее значение уровня
| Количество респондентов
|
Нормальное
| 8,4
| 16(41%)
|
Высокое
| 15,6
| 23 (59%)
|
Таблица 30
Оценки эмоционального напряжения по группам переживаний матерей основной группы (О<К<1)
Группа переживаний
| Номера предложений
| Среднее значение
| Коэффициент напряжения
|
1 . Представление о здоровье
| 1,8,14,20
| 16,15 (15%)
| 0,42
|
2. Представление о болезни
| 2, 15,21,26
| 21,3(18%)
| 0,55
|
3. Отношение к болезни
| 3,9,16,22
| 25,9 (22%)
| 0,66
|
4. Отношение к лечению
| 4, 10, 17, 23
| 16,2 (14%)
| 0,41
|
5. Представления о будущем
| 5, 11,24
| 18,7 (17%)
| 0,48
|
6. Отношение семьи к болезни
| 6, 12, 18,25
| 16,2(14%)
| 0,41
|
т 15% 114% 117%
014%
Н Представление о здоровье (I) P Представление о болезни (2)
Щ Отношение к болезни (3) П Отношение к лечению (4)
Щ Представление о будущем (5) Н Отношение семьи к болезни (6)
Рис. 39. Соотношения уровней эмоциональной напряженности по группам переживаний у матерей основной группы (%)
Представления основной группы родителей о здоровье своего ребенка (Кэн=О,42), их отношение к его лечению (КЭН=О,41) и отношение семьи к болезни ребенка (Кэн=0,41) также могут расцениваться как достаточно актуальные, обуславливающие высокое эмоциональное напряжение.
Таким образом, наибольшим негативным фактором, обуславливающим формирование высокого эмоционального напряжения у матерей неизлечимо больного ребенка, является сам факт его болезни. Личное общение и наблюдения в этой группе подтверждают полученные результаты.
Следует отметить, что данная методика не совсем корректна в отношении выявления представлений матерей о будущем своего ребенка – полученная оценка эмоциональной напряженности по этому фактору кажется несколько заниженной, по сравнению с оценками, получаемыми в ходе наблюдений. Причиной несоответствия может быть высокая степень психологической защиты, не позволяющая вербализовать наиболее актуальные опасения, или не совсем адекватная подборка соответствующих предложений.
В целом, тенденция распределения оценок эмоционального напряжения по группам переживаний по методике «Незаконченные предложения» согласуется с результатами, полученными при исследованиях по методике «Семантического дифференциала», что позволяет говорить об определенной закономерности полученных результатов.
Анализ эмпирических материалов позволяет сделать следующее заключение.
Воспитание в семье ребенка-инвалида репрезентируется в сознании матерей как исключительная по своей травмирующей силе жизненная ситуация. При этом степень травматизации по мере взросления ребенка может усиливаться, деструктивно влияя на личность матери. Одна из особенностей воспитания больного ребенка в семейных условиях как особого класса жизненных ситуаций состоит в том, что ребенок и его неблагополучие представляют некую среду, в которую «заключены» сами родители и прежде всего мать. Подобная структура жизненной ситуации характерна и для воспитания здорового ребенка в раннем возрасте, когда он почти всецело поглощает внимание родителей. Но по мере его взросления происходит процесс «высвобождения» родителей. Позже родители становятся в большей степени той сферой, в которую «заключен» ребенок. В случае воспитания больного ребенка этапа «высвобождения» родителей не происходит. Следствием этого становится постепенно усиливающаяся симбиотическая связь матери с Ребенком. Фиксация этой связи негативно влияет как на развитие
самого ребенка, так и на личностное и социальное становлени матери. Жесткая симбиотическая связь способствует изоляци, обоих членов этой связи от окружающих и во многом блокируе процесс самоактуализации за пределами семьи – получение обра зования, профессиональная карьера, реализация личных потреб ностей и др. Неслучайно по результатам метода «Психологическая биография» перспектива будущего времени не уходит дальше полу года, в сравнении с женщинами примерно того же возраста, воспитывающими здоровых детей. В последнем случае дальность временной перспективы в зависимости от возраста варьирует в пределах от 2–4 лет до 10–12 лет. Сама заполненность времени (прошлого, настоящего, а главное будущего) значительно беднее. Обращает на себя внимание преобладание событий с отрицательным знаком и активное игнорирование положительных событий, имевших место как факт биографии.
Сконцентрированность на нуждах ребенка приводит к почти полному их отождествлению со своими собственными. Именно поэтому многие потребности ребенка не понимаются правильно, что проявляется в затруднениях взглянуть на собственного ребенка с какой-то иной точки зрения, отличной от собственной.
Жизненное пространство воспринимается как малоизменяемое. Замкнутость на ребенке приводит к весьма огрубленному делению этого жизненного пространства на то, что имеет отношение к ребенку и на все остальное. Именно поэтому в результатах методики «Психологическая биография» практически не фигурируют другие значимые люди, такие, как собственные родители, то есть бабушка и дедушка.
В образе будущего естественным образом отсутствует реализация жизненного сценария своего ребенка – рождение внуков, профессиональная карьера сына или дочери, что также сужает временную перспективу.
Оценка данных шкалирования такого понятия, как «будущее моего ребенка» методом семантического дифференциала свидетельствует о его явной амбивалентности. Будущее ребенка четко разделено на два полюса – будущее при жизни родителей и будущее после их смерти. По факторным нагрузкам (сила, оценка, активность) понятие «будущее моего ребенка» переживается приблизительно как понятие «болезнь моего ребенка».
Воспитание ребенка- инвалида в семье переживается как явление исключительно индивидуальное, неповторимое и несопоставимое. Именно поэтому аналогии, высказываемые в беседе с матерями, могли восприниматься ими как явное непонимание их переживаний.
Чувство глубокой привязанности к ребенку (сыну или дочери) неизменно сочетается с явным или скрываемым чувством вины перед ним. Драму своего ребенка большая часть матерей пытается объяснить в исключительно нравственных категориях как «несправедливость». Само чувство вины имеет весьма сложную структуру и с трудом поддается описанию. Оно включает в себя и жалость к своему ребенку, и определенную неприязнь к другим детям, чувство беспомощности и неокупаемость громадных нравственных и физических усилий. Так или иначе, эти стороны отражались и в результатах клинических бесед, семантического дифференциала, незаконченных предложений.
/ Самоактуализация
Z ~7 ~7
Симбиотичность
Дефектцентричность
Рис. 40. Иерархическая структура материнских проблем по данным контент-анализа
Эгоцентрические установки >^
/ Занятость и
Рис. 41. Иерархическая структура проблем детей по данным контент-анализа
Полученный эмпирический материал был подвергнут обработке методом контент-анализа с последующей процедурой факторизации. В результате удалось построить иерархическую структуру факторов, составляющих наиболее актуальные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Рисунки 40 и 41 демонстрируют две указанные иерархические факторные структурные модели проблемных ситуаций.
Как видно из приведенных рисунков, две факторные модели имеют различную семантическую структуру, что говорит о необходимости построения двух стратегий в едином психотерапевтическом процессе работы с подобными семьями.
Для разработки таких стратегий в организации помощи семьям, имеющим ребенка с нарушением интеллекта, особенно матери такого ребенка, важную роль представляет понимание не только и не столько влияния внешних причин и их результатов на личностные особенности женщины-матери, сколько проблемы в самой структуре ее личности, ее внутреннем мире, ее самооценке, самоотношениях и самоактуализации. Этим вопросам посвящена следующая часть нашего исследования.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29