logo
Шипицына Л

4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков

у детей и подростков с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью

Как указывалось в предыдущей главе, методика «Социограм-ма РАС - P/S» позволяет оценить развитие сенсорно-перцептивной сферы, мышления, речи, познавательных интересов, эмоциональных состояний, социально-бытовых навыков у детей с глубоким нарушением интеллекта (приложение 1.2).

В составе четырех разделов «Социограммы» имеются вопросы, которые позволяют судить о развитии коммуникативных навыков. Так, раздел «Восприятие окружающего мира» включает вопросы, позволяющие оценить узнавание знакомых и незнакомых лиц, раз-

личение предметов, частей собственного тела. Разделы «Активная речь» и «Понимание речи» позволяют определить развитие вербальных и невербальных средств общения, а раздел «Социальная активность» – навыки поведения со взрослыми и сверстниками в быту, на улице, в процессе игры и совместной деятельности.

Поэтому рассмотрим изменение показателей этих разделов, чтобы судить о формировании коммуникативной сферы у детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта.

В таблице 15 приведены результаты обследований тяжело умственно отсталых детей. Можно видеть, что в процессе коррекци-онно-развивающей работы в разделе «Восприятие окружающего мира» существенных сдвигов не наблюдается, однако у 60% обследованных 7–11 лет отмечались, хотя и незначительные, но положительные сдвиги, а у 6,7% – наоборот, отрицательные сдвиги. Средние величины также говорят об увеличении параметров этого раздела, особенно при втором обследовании (через полгода) по сравнению с первым (рис.13 А). Следовательно, у детей 7–11 лет в процессе обучения возрастает дифференцирование предметов, знакомых и незнакомых лиц, а также различение частей собственного тела. Последнее очень важно для развития самоидентификации и формирования самооценки.

В старшей возрастной группе у подростков 12-18 лет с тяжелой умственной отсталостью отмечалась сходная динамика развития процессов различения предметов, лиц и частей собственного тела, за исключением одного испытуемого (у него выполнение навыков этого раздела с 14% при I обследовании возросло до 100% при II и III обследованиях). В целом, по группе среднее значение показа-

Таблица 15

Динамика развития навыков коммуникации у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, %

Группы

Изменения

Восприятие окружающего мира

Активная речь

Понимание речи

Социальная активность

младшая возрастная группа (7-11 лет)

увеличение

60,0

33,3

73,3

86,7

уменьшение

6,7

26,7

13,4

13,3

без изменений

33,3

40,0

13,3

старшая возрастная группа (12-1 8 лет)

увеличение

58,8

,__ 52,9

52,9

76,5

уменьшение

23,5

11,8

без изменений

17,6

47,1

35,3

23,5

901

90 -,

Б

80-

70 •

54

60-

48

50 •

40-

30 •

20-

10 •

0-

'''''."-*;-.,.,. -

1 II

)6сл. El III обсл.

Рис.13. Средние значения показателя

«Восприятие окружающего мира у тяжело умственно отсталых детейв7-11 (А) и 12–18 (Б) лет в динамике обучения, %

90

80

70

60

50

40

30

20

10

о

62 63

50

I II III

I II

ПI обсл. ШII обсл. • III обсл.

Рис.14. Средние значения показателя

«Активная речь» у тяжело умственно отсталых детей

в 7–11 (А) и 12-18 (Б) лет в динамике обучения, %

телей этого раздела увеличилось с 48% до 56% через год коррекци-онного обучения (рис.13 Б), у 58,8% подростков показатели увеличились, а у 23,5% – уменьшились (табл. 15).

Хуже обстояло положение с развитием вербальных средств общения, особенно у детей с тяжелой умственной отсталостью в младшей группе (рис.14 А).

Отмечался очень низкий первоначальный уровень развития показателей «Активной речи» – 24% в среднем по группе.

По мере обучения величина показателя вначале увеличилась незначительно – до 33%, а затем уменьшилась до 31%. Если посмотреть динамику его развития у каждого ребенка, то только у трети (33,3%) наблюдалось улучшение показателей этого раздела, а у 26,7% – ухудшение и у 40,0% – без изменений (табл.15).

90 -, 80-70 -60 50-40-30 20 10 О

90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

58

29

27

23