logo
Шипицына Л

8.5.1. Центр дневного пребывания

В 1998 году на базе специальной (коррекционной) школы № 4 VIII вида Санкт-Петербурга была открыта группа дневного пребывания для молодых людей (20 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в основном, это выпускники класса «особый ребенок»). Здесь решаются задачи социально-бытовой ориентации молодых людей. Большое внимание уделяется ведению домашнего хозяйства, пользованию бытовой техникой, нормам поведения в общественных местах, в транспорте и т. д. Всему тому, что позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни. В группе находятся люди с разной степенью умственной отсталости. Поэтому очень развита взаимопомощь, что помогает в развитии личности молодых людей. Им предоставляется возможность развивать свои способности в музыке, рисовании, спорте и т.д. Все это необходимо для самореализации. Большое внимание уделяется трудовому обучению. Практика показала, что люди с умственной отсталостью могут (может быть не так быстро, как другие) овладеть навыками работы на компьютере. Создаются производственные мастерские, которые будут готовить молодых людей к работе на производстве «под заказ», а также выполнять небольшие заказы на месте.

Много культурных мероприятий проводится совместно с людьми, не имеющими умственной отсталости, что помогает устанавливать контакты, находить общий язык, налаживать взаимодействие.

Два года тому назад группы дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе № 4 Санкт-Петербурга были преобразованы в Центр социальной реабилитации для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (Центр).

В работе сотрудницы Центра, Е. Н.Форостенко, выпускницы ИПСиП был исследован уровень социальной зрелости воспитанников старше 20 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в нем в течение одного года. Работа Центра направлена на решение следующих задач:

1. Социально-бытовая адаптация молодых людей с умственной отсталостью, их подготовка к самостоятельному проживанию в семье в процессе привития навыков и элементов самостоятельного ведения хозяйства (стирка, глажение белья, приготовление несложных блюд, мытье посуды, уборка и др.). Молодые люди учатся пользоваться бытовой техникой (телефон, телевизор, пылесос, миксер, кухонная плита, стиральная машина, холодильник и др.). Они самостоятельно посещают магазины, аптеки, ремонтные мастерские и при этом пользуются общественным транспортом, самостоятельно распоряжаются деньгами, общаются с обыкновенными здоровыми людьми, что ведет к накоплению их социального опыта.

2. Организация досуга и позитивная коммуникация в социуме (социально-средовая ориентация), проводимая путем создания комфортных условий дневного пребывания, включающая в себя участие в кружках, спортивно-оздоровительных мероприятиях, коллективное посещение театров, музеев, выставок и т.д. Участие в таких мероприятиях членов семей воспитанников, волонтеров-студентов и осуществление межличностных контактов на основе общих интересов позволяет развить коммуникативные способности, тем самым создавая предпосылку для осуществления возможности свободного общения.

3. Профессиональная реабилитация, включающая в себя обучение элементарным приемам, таким как наклейка деколей, литье в форму, некоторые воспитанники получают навыки работы с оргтехникой (работа на компьютере, ксероксе и принтере), практическое применение приобретенных профессиональных знаний.

С умственно отсталыми молодыми людьми работают воспитатели, волонтеры, инструкторы трудового обучения. Для реализации задач по социальной реабилитации в распоряжении Центра имеются:

кухня со всей необходимой обстановкой, принадлежностями и посудой для приготовления пищи;

комната отдыха (досуга), где молодые люди рисуют, занимаются музыкой, составляют смету расходов, обсуждают планы на день: что купить, что будут готовить;

мастерские, где молодые люди обучаются работе на компьютере, ксероксе, изучают переплетное, гончарное дело, приобретают различные профессиональные навыки.

В Центре для молодых людей создана модель дома самостоятельного проживания и работы. Они не «ученики», а «хозяева» и «сотрудники» информационного бюро со следующим режимом работы:

Работа начинается в 8.45 и заканчивается в 16.00. Все сотрудники приходят без опоздания и работают полный день в соответствии с распределенными обязанностями. Они имеют отпуска и получают заработную плату.

Режим работы бюро на неделю безукоснительно выполняется всеми сотрудниками.

Рабочий день начинается с обсуждения меню обеда, какие продукты необходимо приобрести для его приготовления, сколько для этого нужно денег, нужно ли сделать какие-нибудь хозяйственные покупки, сколько денег нужно для этого. Составляется смета расходов. Затем они распределяют обязанности между собой. Кто-то идет в магазин за хозтоварами, а кто-то за продуктами, остальные выполняют работы в бюро. Когда все необходимое для приготовления обеда куплено, ответственные начинают его готовить. Заполняется расходная книга. Остальные выполняют обычную повседневную работу (работа в мастерских, выполнение заказов).

На базе Центра методом наблюдения было обследовано 20 молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 20 до 30 лет. Они посещают Центр в течение одного года. У них разные способности и коммуникативные возможности. Одна девушка из группы, играет на пианино, обладает великолепным голосом и слухом. В этой же группе находятся молодые люди, почти неговорящие. Один из них имеет лишь остаточный левосторонний слух, что требует специального способа общения со стороны взрослых (они должны просто строить предложения, четко артикулировать). Этот молодой человек достаточно быстро нашел способ общения с окружающими его людьми из группы, они его понимают.

Одни из молодых людей являются выпускниками специальных (коррекционных) школ, другие получали надомное обучение. В связи с этим они имеют не только разные способности, но и разную степень обученности.

Кроме обследования методом наблюдения в группе был проведен опрос молодых людей. Опросник (табл. 33) был составлен из вопросов, позволяющих определить возможности молодых людей в области навыков пространственной ориентации (вопр. № 1,5, 8, 9), способности к общению (вопр. № 3, 4, 7), хозяйственно-бытовых навыках (вопр. № 5, 6,), в организации своего досуга (вопр. № 2, 9), в готовности к коммуникации (вопр. № 3, 4, 9).

Вопросы были построены таким образом, чтобы молодые люди могли дать краткий и точный ответ, позволяющий оценить социально-бытовую адаптацию молодого человека.

Таблица 33 Опросник по социально-бытовой адаптации молодых людей

1. Где Выживете?

2. Ваше любимое занятие? Любимая телепередача? Если перед Вами встал выбор: любимое занятие или просмотр телепередачи – что бы Вы выбрали?

3. Есть ли у Вас друзья? С кем Вы дружите на работе, дома?

4. Нравится ли Вам, когда приходят гости? Хочется ли Вам с ними поговорить? Поделиться радостью, горем?

5. Где Вы покупаете хлеб? Если магазин закрыт, что Вы будете делать?

6. Умеете ли Вы готовить? Любите готовить пищу? Что Вам нужно для приготовления любимого блюда?

7. Для чего нужна работа? Работать надо обязательно?

8. Как Вы добираетесь до центра один (одна)? Каким транспортом? Вы больше любите ходить пешком или ездить на общественном транспорте?

9. Любите ли Вы гулять по Санкт-Петербургу? Представьте себе, что Вы оказались в незнакомом месте. Как Вы будете добираться домой?

Нами были использованы критерии оценки уровня социально-бытовой адаптации молодых людей (Зинкевич-Евстигнеева, Нис-невич, 2000) по их ответам и результатам наблюдения:

Начальный уровень предполагает наличие у молодого человека элементарных социально-бытовых навыков, которые он использует в конкретной деятельности совместно со взрослыми.

Достаточный уровень предполагает, что молодой человек имеет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он отработал на занятиях. В незнакомой

ситуации молодой человек не может использовать имеющиеся у него навыки. Знания и умения применяет и самостоятельно, и при контроле и частичной помощи окружающих.

Самостоятельный уровень – достаточно высокий уровень развития социально-бытовых навыков, молодой человек свободно использует их даже в незнакомых ситуациях самостоятельно или при частичной помощи окружающих.

По результатам наблюдения и беседы по опроснику были выявлены отличительные особенности каждого молодого человека. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах.

Пример 1. Боря, 21 год. До поступления в Центр обучался в специальной (коррекционной) школе. Умеренная степень умственной отсталости. Речь внятная, четкое и правильное звукопроизноше-ние. Заторможенный, малоактивный молодой человек, не стремящийся к проявлению инициативы. По волевым качествам более склонен к подчинению.

Адекватно общается с окружающими, готов всем помочь, если попросят. Может выполнить самостоятельно (из того, что умеет делать) бытовое поручение.

Боря имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации.

Беседа с Борей

Ответы на вопросы опросника

1. В Санкт-Петербурге.

2. Смотрю телевизор. Любимые передачи: музыкальные.

3. Друзья есть. На работе я дружу со всеми.

4. Люблю, люблю с ними что-нибудь обсудить.

5. Покупаю хлеб в булочной. Или в универсаме.

6. Умею готовить немного, не очень. Бутерброды.

7. Работа нужна. Обязательно, для общения.

8. Сам. Трамваем. Люблю.

9. Не знаю.

Пример 2. Виталий, 21 год. До поступления в Центр обучался ;на дому. Умеренная степень умственной отсталости. Речь невнят-г ная, но понимает речь других людей. Вербальное общение затруд-,нено. Обследован только методом наблюдения.

Эмоционально неустойчив, наблюдаются капризы, угнетенные [состояния. По волевым качествам более склонен к подчинению.

Адекватно общается с окружающими, при частичной помощи |самостоятельно выполняет элементарные хозяйственные работы.

Виталий имеет начальный уровень социально-бытовой адапта-

сЦИИ.

Пример З.Даша 20 лет. Окончила специальную (коррекцион-ную) школу VIII вида. Умеренная степень умственной отсталости. Четкая, правильная речь. Хорошо играет на пианино и поет.

Эмоционально неустойчива, проявляет черты лидера, любит поучать и указывать другим, что и как делать. При необходимости помогает окружающим. Обладает завышенной самооценкой, но при этом теряется в незнакомых местах и сложных социально-бытовых ситуациях. Достаточно высокий уровень хозяйственно-бытовых навыков, которые она применяет самостоятельно или при частичном контроле.

Даша имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации.

Беседа с Дашей

Ответы на вопросы опросника

1. Далеко.

2. Всякое разное. Люблю смотреть «Угадай мелодию».Не знаю.

3. У меня много друзей и на работе, и соседи.

4. Да.

5. Хлеб покупаю в киоске, пойду в универсам.

6. Да, хорошо. Я все люблю готовить.

7. Для того, чтобы жить – работать обязательно.

8. Иногда на машине подвозят, иногда еду сама на троллейбусе. Люблю ездить на общественном транспорте.

9. Люблю. Спрошу у прохожих.

Для получения более полной картины о социально-бытовой адаптации умственно отсталых молодых людей, находящихся в Центре, была составлена анкета для родителей, в которой им предлагалось ответить на десять вопросов. Анкеты заполняли матери молодых людей. Оценка результатов анкетирования родителей представлена в табл. 34.

Все родители отметили, что в результате регулярного посещения Центра у детей происходит развитие самостоятельности, само это посещение им нравится, общение в коллективе помогает более уверенно чувствовать себя и в окружении обычных людей. Желание помогать по дому возникает только у 28,6% молодых людей, т. к. раньше им в семье не ставилась такая задача.

В результате нахождения в Центре, по мнению родителей, у 72,4% молодых людей изменилось отношение к самому себе, у них стала более правильная самооценка.

У 57,1% родителей появилось чувство, что их ребенок становится взрослым. Это говорит о том, что у родителей появилась уверенность в достаточности уровня самостоятельности их ребенка, его защищенности перед окружающим миром.

Таблица 34

Результаты анкетирования, %

Вопросы

Ответы

да

нет

1 . Стал ли Ваш ребенок самостоятельнее?

100

0

2. С удовольствием ли он ходит в Центр?

100

0

3. Делится ли впечатлениями о проведенном дне?

72,4

28,6

4. Применяет ли Ваш ребенок дома какие-либо навыки, приобретенные в Центре?

100

0

5. Возникает ли желание у Вашего ребенка пойти в общественные места?

100

0

6. Часто ли возникает у Вашего ребенка желание накрыть на стол, убрать в квартире и т.д.?

28,6

72,4

7. Проявляет ли он заботу о ком-либо?

85,7

14,3

8. Изменилось ли у ребенка отношение к самому себе?

72,4

28,6

9. Чувствуете ли Вы, что он уже взрослый?

57,1

42,9

10. Положительно ли Ваше отношение к открытию таких Центров?

100

0

Все родители выразили одобрение по поводу существования такого Центра реабилитации и единодушно заявили о необходимости создания подобных Центров во всех районах города.

Резюмируя результаты проведенного социально-педагогиче--ского исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень самостоятельности молодых людей, находящихся в группе, в течение года стал значительно выше. Большинство воспитанников достигли достаточного уровня социально-бытовой адаптации.

Проведенная социально-бытовая подготовка позволила воспитанникам приобрести новые знания в самообслуживании, приготовлении пищи, мытье посуды и стирке белья, умении пользо-; ваться деньгами, выполнении разных домашних работ и др.

Появились навыки пространственной ориентации в районе нахождения «Центра». Молодые люди научились самостоятельно посещать продовольственные и хозяйственные магазины. Часть из них применяют полученные навыки дома. Некоторые из воспитанников могут самостоятельно добраться до Центра от места проживания либо пешком, либо на общественном транспорте.

За время нахождения в группе у молодых людей с нарушениями интеллекта сложились определенные отношения в коллективе. Они перестали быть обособленными друг от друга, знают, что в Центре у каждого из них одинаковые права и одинаковые обязанности. Каждый из них понимает, что у окружающих их «сотрудников» свои индивидуальные способности и особенности. Не смотря на то, что у всех разные личностные особенности и их эмоционально-волевые проявления, молодые люди в своем коллективе находят взаимопонимание при организации досуга и решении других общих задач.

Как положительный результат, можно отметить, что пребывание в течение одного года в Центре способствует тому, что молодые люди с нарушением интеллекта могут самостоятельно организовать проведение своего дня в «Центре», При этом не просто просидев там, а участвуя во всех мероприятиях либо самостоятельно, либо при частичной помощи воспитателей.

Родители умственно отсталых молодых людей почувствовали, что их жизнь с детьми стала легче. Иногда можно попросить своего ребенка выполнить несложное поручение, например, помыть посуду или сходить в магазин за хлебом.

У всех молодых людей без исключения появилось желание посещать общественные места. Их не пугает встреча с большим количеством незнакомых людей. Воспринимая посещение Центра как работу, у многих молодых людей изменилось отношение к самому себе, они почувствовали свою полезность обществу.

Исследование показало, что даже после одного года нахождения в реабилитационном Центре молодые люди могут жить самостоятельно при незначительной помощи. Таким образом, можно заключить, что такие центры необходимо создавать и развивать. Польза, получаемая воспитанниками в результате пребывания в таком Центре, несомненна.