1. Введение.............................................. 3
2. КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ... 8
(всоавторстве: Е.С.Иванов, Д.Н.Исаев)
2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости ....... 8
2.2. Причины умственной отсталости ............................. 15
2.3. Патогенез умственной отсталости ............................. 19
2.4. Систематика умственной отсталости .......................... 21
2.5. Симптомы умственной отсталости ............................ 35
2.5.1. Легкая умственная отсталость ........................... 35
2.5.2. Умеренная умственная отсталость ....................... 38
2.5.3. Тяжелая умственная отсталость .......................... 41
2.5.4. Глубокая умственная отсталость ......................... 42
2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости .................... 43
2.7. Динамика умственной отсталости ............................. 47
2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости ................... 49
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ............................ 57
(в соавторстве: В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова, А.А.Хилько, Л.А.Нисневич, И.А. Смирнова)
3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью................ 57
3.2. Диагностика социального развития детей и подростков
с тяжелой и глубокой умственной отсталостью ................. 64
3.3. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью .......... 77
3.4. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью................ 83
3.5. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью................ 89
3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью ........................... 93
4. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ............................................. 99
(в соавторстве: Е.В.Михайлова)
4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка ............. 99
4.2. Вербальные и невербальные средства общения ................ 101
4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц
с умственной отсталостью .................................. 107
4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков у детей и
подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ..... 111
4.5. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения ....................................... 115
4.6. Рекомендации по формированию вербального общения
у умственно отсталых детей ................................. 125
4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать
на обращение окружающих ........................... 126
4.6.2. Умение воспринимать речь ............................ 127
4.6.3. Умение подражать .................................... 128
4.6.4. Умение соблюдать очередность ........................ 129
4.6.5. Умение пользоваться навыками общения
в повседневной жизни ................................. 130
4.7. Рекомендации по формированию невербального общения
у умственно отсталых детей ................................. 133
4.7.1. Средство невербального общения – система жестов ...... 134
4.7.2. Средство невербального общения – система символов
(пиктограмм) ........................................ 137
4.7.3. Средство невербального общения – система
«блиссимволика» (идеографическая письменная
система) ............................................ 142
5. ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ............................................ 145
(в соавторстве: Д.Н.Исаев)
5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения
в онтогенезе ребенка ....................................... 145
5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков
с умственной отсталостью .................................. 149
5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей ....... 152
5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков
с умственной отсталостью .................................. 156
5.4.1. Результаты рисуночного теста.......................... 156
5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР) ............ 161
5.5. Исследование полоролевого поведения подростков
с умственной отсталостью .................................. 166
5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной
умственной отсталостью.................................... 170
5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков
с умственной отсталостью .................................. 178
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .................... 182
(в соавторстве: Д.Н.Исаев, В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова)
6.1. Стили и типы родительского воспитания...................... 182
6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития
как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи ........... 189
6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей
с нарушением в развитии ................................... 191
6.4. Социально-психологическая характеристика семей,
воспитывающих детей с умственной отсталостью .............. 193
6.5. Исследование межличностных отношений в семьях,
имеющих детей с умственной отсталостью .................... 199
6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности
ребенка с умственной отсталостью ........................... 202
6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых
детей с умственной отсталостью ............................. 206
7. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ............................................ 217
(в соавторстве: В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова)
7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка .............. 217
7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка
с умственной отсталостью .................................. 221
7.3. Исследование личностных качеств матерей методом
наблюдения............................................... 224
7.4 Исследование личностных качеств матерей методом беседы ..... 230
7.5 Исследование личностных качеств матерей биографическим
методом .................................................. 233
7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей,
воспитывающих детей с умственной отсталостью .............. 237
7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей,
воспитывающих детей с умственной отсталостью .............. 243
7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих
детей с умственной отсталостью ............................. 254
8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА .............................. 258
(в соавторстве: Л.А.Нисневич)
8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией
и самореализацией личности ................................ 258
8.2. История становления социальной интеграции
умственно отсталых людей в России ......................... 269
8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении
инвалидов с умственной отсталостью ........................ 274
8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта ........ 278
8.4.1. Информированность общества об инвалидах
с психическими нарушениями ......................... 280
8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам
с психическими нарушениями ......................... 285
8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям. 292 8.5.1. Центр дневного пребывания ........................... 294
8.5.2 Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей ....................................... 301
9.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ.............. 308
9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах ... 309
9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России.... 311 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации
«Деревня Светлана» ........................................ 314
9.4. Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана»..................... 320
9.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в Центре «Деревня Светлана» .................. 324
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................... 335
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .......................................... 338
1.1. Методика «Карта наблюдений» .............................. 338
1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального
развития людей с множественными нарушениями ............. 352
1.3. Анкета для определения социально-бытовых навыков .......... 365
1.4. Анкета для определения эмоционально-поведенческих
особенностей ............................................. 367
1.5. Схема логопедического обследования молодых людей
с нарушением интеллекта ................................... 369
1.6. Тест-опросник родительского отношения к детям .............. 371
1.7. Психологическая автобиография ............................. 374
1.8. Методика «Шкала самооценки» .............................. 376
1.9. Методика «Семантический дифференциал» ................... 378
1.10. Методика «Незаконченные предложения» ................... 379
1.11. Методика исследования самоотношения ..................... 380
1.12. Методика «Самоактуализация» ............................. 383
1.13. Анкета № 1. «Информированность об инвалидах
с психическими нарушениями».............................. 392
1.14. Анкета № 2. «Отношение к инвалидам
с психическими нарушениями».............................. 393
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .......................................... 395
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 .......................................... 437
(в соавторстве: А.А.Хилько)
ЛИТЕРАТУРА. ............................................ 484
Л.М. Шипицына
«НЕОБУЧАЕМЫЙ» РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ
Корректор И.А.Соколова
Художник А. Ю. Никулин
Верстка В.Э.Щуцкий
Подписано в печать 4.03.2002 Формат 60 х 88'/,6.
Печать офсетная. Гарнитура Ньютон. 31печ.л. Тираж 5000 экз. Заказ №630.
Лицензия Код 221 Серия ИД № 03873 от 30 января 2001 г.
Издательство «Дидактика Плюс» 197022, С.-Петербург, ул. Профессора Попова, 8
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ФГУП ордена Трудового Красного Знамени «Техническая книга»
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29