7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
у матерей, воспитывающих детей
с умственной отсталостью
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Такая тревожность является стабильным свойством личности матерей детей-инвалидов.
Для исследования уровня тревожности использовали тест – Шкала самооценки, разработанный Ч.Д.Спилбергером и адаптированный Ю.А.Ханиным (приложение 1.8.).
В эксперименте приняли участие 61 женщина основной группы, имеющие детей с нарушением интеллекта в умеренной и тяжелой степени разного возраста: 6-9 лет, посещающих специальный
и Высокий уровень передний уровень 65%
Основная группа Контрольная группа
Рис.
детский сад (20 чел.); 9– 16 лет, обучающихся в классах для «особых» детей специальной (коррекционной) школы VIII вида (21 чел.) и 16–28 лет, посещающих реабилитационный центр при специальной школе VIII вида (20 чел.). Для контроля было обследовано 40 женщин, имеющих психически здоровых детей разного возраста.
Исследование личностной тревожности в экспериментальной группе показало, что наибольшее число обследованных матерей (95%), имеющих детей 6–9 лет с нарушением интеллекта, демонстрируют высокий уровень тревожности. Уровень тревожности у 65% обследованных матерей контрольной группы также высокий и у 35% – средний.
На рисунке 31 представлена диаграмма уровня личностной тревожности в основной и контрольной группах матерей, имеющих детей 6–9 лет.
Следовательно, женщины, воспитывающие детей со сниженным интеллектом, имеют высокую личностную тревожность. Это и тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, и по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.
Женщины, воспитывающие детей с нормальным интеллектом, показали тоже достаточно высокий уровень личностной тревожности – 65%. В пору нестабильности социально-экономического положения нашего общества женщиной владеет страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне, своем и своих детей. К сожа-
В Высокий уровень передний уровень П Низкий уровень 55%
40%
Основная группа Контрольная группа
Рис
лению, состояние высокой личностной тревожности показательно для нашего общества, особенно для женской части населения.
Сходная динамика уровней личностной тревожности выявлена и у женщин, имеющих детей более старшего возраста – 9–16 лет. (рис. 32).
Средние показатели как основной, так и контрольной групп находятся в диапазоне высоких величин и составляют соответственно: 49,7 балла и 45,6 балла. Экспериментальная группа более однородна – стандартное отклонение равно 5,7; в контрольной группе прослеживается большая вариативность – 7,7 (рис. 33).
У почти четвертой части женщин, имеющих детей-инвалидов более старшего возраста уровень личностной тревожности ниже, чем у женщин, имеющих детей более младшего возраста. Возможно этот факт может быть связан с адаптацией этих женщин к своему больному ребенку, и в связи с этим, измененной социальной ролью и в семье, и в окружающем социуме, с более спокойной и уравновешенной оценкой жизненной ситуации.
Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у большинства матерей, имеющих детей с серьезным нарушением интеллекта ведет к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих. Это может быть связано с хроническим повседневным напряжением, эмоциональным переутомлением в результате длительных субъективных переживаний, в том числе и своего одиночества в постигшем женщину горе – иметь умственного отсталого ребенка.
21
20
10
П Экспериментальная группа 0 Контрольная группа Рис. 33. Средние значения личностной тревожности
Для исследования уровня субъективного ощущения матерями своего одиночества была использована Шкала одиночества. Данный опросник разработан Д. Расселом, Л. Пепло, М.Фергюсоном.
Женщинам были предложены бланки с 20-ю утверждениями. В инструкции предлагали последовательно рассмотреть каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты его проявления применительно к жизни каждой женщины при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».
Выбранный вариант ответа отмечали условным знаком.
При обработке результатов подсчитывали количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов получалась при умножении вариантов ответов: «часто» х 3, «иногда» х 2, «редко» х 1, «никогда» х 0.
Затем полученные результаты складывали и оценивали:
– от 40 до 60 баллов - высокий уровень одиночества,
– от 20 до 40 – средний уровень одиночества,
– от 0 до 20 - низкий уровень одиночества.
В таблице 27 представлены полученные результаты.
Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Но необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.
Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом (табл. 27) можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих
Таблица 27 Уровни одиночества у матерей умственно отсталых детей, %
Уровни одиночества
| Основная группа
| Контрольная группа
|
Высокий уровень одиночества
| 35%
| 20%
|
Средний уровень одиночества
| 65%
| 35%
|
Низкий уровень одиночества
| –
| 45%
|
I
Ориентация женщины на социальные стереотипы – это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью – это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации теряется, боится своего ребенка, его дефекта, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с матерью, но она не с ним.
У матерей детей с нормальным интеллектом доминирует низкий уровень одиночества – 45 %. В этом случае можно говорить о естественном стремлении к одиночеству, которое время от времена испытывает каждый человек. Это потребность человека в одиночестве, когда хочется побыть наедине со своими мыслями, чтобы обдумать, разобраться в них. Такое одиночество – нормальное, комфортное состояние для душевного и физического отдыха.
Для диагностики типа акцентуации личности матерей детей-инвалидов использовали тест-опросник Шмишека, теоретической основой которого является концепция «адаптированных личностей» К. Леонгарда. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
1 шкала говорит о демонстративное™ поведения испытуемого.
2 шкала – о неуравновешанности поведения.
3 шкала показывает склонность к педантизму.
4 шкала показывает возбудимую акцентуацию.
5 шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью.
6 шкала показывает степень утомляемости.
7 шкала выявляет повышенную тревожность.
8 шкала показывает силу и выраженность эмоционального pea-гирования.
9 шкала говорит о глубине эмоциональной жизни.
10 шкала показывает склонность к перепадам настроения.
Перед проведением опроса давали следующую инструкцию: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет - знак «–»(нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
Было обследовано 32 женщины основной и 34 женщины контрольной групп, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет.
Результаты этого теста показали, что у женщин, имеющих детей со сниженным интеллектом, доминируют акцентуации характера следующих типов:
– тревожный -28,1%,
– застревающий – 25,0%,
– эмотивный - 21,9%,
– возбудимый - 12,5%.
У двух женщин выявлены акцентуация характера дистимичес-кого типа, чего не наблюдалось вообще у женщин, имеющих детей с нормальным интеллектом. У 2-х женщин акцентуации характера соответствовали гипертимному типу.
У женщин, воспитывающих детей с нормальным интеллектом, доминировали акцентуации характера других типов:
– эмотивный -38,2%,
– гипертимный - 26,5%,
– циклотимный – 17,6%,
– экзальтированный - 17,6%.
Следовательно, для женщин, имеющих здоровых детей, характерны хорошее настроение и самочувствие, общительность, высокий жизненный тонус в отличие от женщин, воспитывающих детей со сниженным интеллектом, где преобладают низкая контактность, минорное настроение, неуверенность в себе.
Резюмируя полученные в этом разделе результаты исследований, следует заметить, что у матерей детей со сниженным интеллектом наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что, видимо связано с психотравматизацией в связи с больным ребенком. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может являться причиной развития невроза.
Этим женщинам присуще обостренное чувство одиночества, что может быть связано с ориентацией матерей на социальные сте-
реотипы. Женщина теряется перед своим ребенком и, возможно, даже боится его. Чаще всего это происходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
Исследование акцентуации личности матерей умственно отсталых детей выявило, что у этих женщин доминируют акцентуации характера по тревожному, застревающему и эмотивному типам. Такие женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном, подавленном состоянии.
Этим женщинам крайне необходима психологическая помощь и помощь эта, прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необходимо помочь расширить горизонты своей жизнедеятельности. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значительные, для нее интересы. Тогда ей будет легче помочь и в воспитании своего ребёнка.
Говоря о психологической помощи таким женщинам, следует упомянуть о различных объединениях, ассоциациях матерей детей-инвалидов. Положительный эффект таких сообществ прежде всего, в том, что они выводят женщин из состояния вынужденной изоляции, не оставляя их наедине со своим горем. Делают, по возможности, жизнь матерей и их детей более яркой и насыщенной. Этих людей объединяет не только одна беда – больной ребенок, но и решимость сделать все возможное и даже невозможное, чтобы помочь своим детям адаптироваться в этом мире.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29