logo
Шипицына Л

7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин

у матерей, воспитывающих детей

с умственной отсталостью

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Такая тревожность является стабильным свойством личности матерей детей-инвалидов.

Для исследования уровня тревожности использовали тест – Шкала самооценки, разработанный Ч.Д.Спилбергером и адаптированный Ю.А.Ханиным (приложение 1.8.).

В эксперименте приняли участие 61 женщина основной группы, имеющие детей с нарушением интеллекта в умеренной и тяжелой степени разного возраста: 6-9 лет, посещающих специальный

и Высокий уровень передний уровень

65%

Основная группа

Контрольная группа

Рис.

31. Уровни личностной тревожности у матерей, имеющих детей 6–9 лет с нормальным и сниженным интеллектом

детский сад (20 чел.); 9– 16 лет, обучающихся в классах для «особых» детей специальной (коррекционной) школы VIII вида (21 чел.) и 16–28 лет, посещающих реабилитационный центр при специальной школе VIII вида (20 чел.). Для контроля было обследовано 40 женщин, имеющих психически здоровых детей разного возраста.

Исследование личностной тревожности в экспериментальной группе показало, что наибольшее число обследованных матерей (95%), имеющих детей 6–9 лет с нарушением интеллекта, демонстрируют высокий уровень тревожности. Уровень тревожности у 65% обследованных матерей контрольной группы также высокий и у 35% – средний.

На рисунке 31 представлена диаграмма уровня личностной тревожности в основной и контрольной группах матерей, имеющих детей 6–9 лет.

Следовательно, женщины, воспитывающие детей со сниженным интеллектом, имеют высокую личностную тревожность. Это и тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, и по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.

Женщины, воспитывающие детей с нормальным интеллектом, показали тоже достаточно высокий уровень личностной тревожности – 65%. В пору нестабильности социально-экономического положения нашего общества женщиной владеет страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне, своем и своих детей. К сожа-

В Высокий уровень передний уровень П Низкий уровень

55%

40%

Основная группа

Контрольная группа

Рис

32. Уровни личностной тревожности у матерей, имеющих детей 9-16 лет с нормальным и сниженным интеллектом

лению, состояние высокой личностной тревожности показательно для нашего общества, особенно для женской части населения.

Сходная динамика уровней личностной тревожности выявлена и у женщин, имеющих детей более старшего возраста – 9–16 лет. (рис. 32).

Средние показатели как основной, так и контрольной групп находятся в диапазоне высоких величин и составляют соответственно: 49,7 балла и 45,6 балла. Экспериментальная группа более однородна – стандартное отклонение равно 5,7; в контрольной группе прослеживается большая вариативность – 7,7 (рис. 33).

У почти четвертой части женщин, имеющих детей-инвалидов более старшего возраста уровень личностной тревожности ниже, чем у женщин, имеющих детей более младшего возраста. Возможно этот факт может быть связан с адаптацией этих женщин к своему больному ребенку, и в связи с этим, измененной социальной ролью и в семье, и в окружающем социуме, с более спокойной и уравновешенной оценкой жизненной ситуации.

Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у большинства матерей, имеющих детей с серьезным нарушением интеллекта ведет к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих. Это может быть связано с хроническим повседневным напряжением, эмоциональным переутомлением в результате длительных субъективных переживаний, в том числе и своего одиночества в постигшем женщину горе – иметь умственного отсталого ребенка.

21

20

10

П Экспериментальная группа 0 Контрольная группа Рис. 33. Средние значения личностной тревожности

Для исследования уровня субъективного ощущения матерями своего одиночества была использована Шкала одиночества. Данный опросник разработан Д. Расселом, Л. Пепло, М.Фергюсоном.

Женщинам были предложены бланки с 20-ю утверждениями. В инструкции предлагали последовательно рассмотреть каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты его проявления применительно к жизни каждой женщины при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».

Выбранный вариант ответа отмечали условным знаком.

При обработке результатов подсчитывали количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов получалась при умножении вариантов ответов: «часто» х 3, «иногда» х 2, «редко» х 1, «никогда» х 0.

Затем полученные результаты складывали и оценивали:

от 40 до 60 баллов - высокий уровень одиночества,

от 20 до 40 – средний уровень одиночества,

от 0 до 20 - низкий уровень одиночества.

В таблице 27 представлены полученные результаты.

Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Но необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом (табл. 27) можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих

Таблица 27 Уровни одиночества у матерей умственно отсталых детей, %

Уровни одиночества

Основная группа

Контрольная группа

Высокий уровень одиночества

35%

20%

Средний уровень одиночества

65%

35%

Низкий уровень одиночества

45%

I

людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. В состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество – вынужденное состояние таких матерей.

Ориентация женщины на социальные стереотипы – это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью – это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации теряется, боится своего ребенка, его дефекта, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с матерью, но она не с ним.

У матерей детей с нормальным интеллектом доминирует низкий уровень одиночества – 45 %. В этом случае можно говорить о естественном стремлении к одиночеству, которое время от времена испытывает каждый человек. Это потребность человека в одиночестве, когда хочется побыть наедине со своими мыслями, чтобы обдумать, разобраться в них. Такое одиночество – нормальное, комфортное состояние для душевного и физического отдыха.

Для диагностики типа акцентуации личности матерей детей-инвалидов использовали тест-опросник Шмишека, теоретической основой которого является концепция «адаптированных личностей» К. Леонгарда. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

1 шкала говорит о демонстративное™ поведения испытуемого.

2 шкала – о неуравновешанности поведения.

3 шкала показывает склонность к педантизму.

4 шкала показывает возбудимую акцентуацию.

5 шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью.

6 шкала показывает степень утомляемости.

7 шкала выявляет повышенную тревожность.

8 шкала показывает силу и выраженность эмоционального pea-гирования.

9 шкала говорит о глубине эмоциональной жизни.

10 шкала показывает склонность к перепадам настроения.

Перед проведением опроса давали следующую инструкцию: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет - знак «–»(нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

Было обследовано 32 женщины основной и 34 женщины контрольной групп, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет.

Результаты этого теста показали, что у женщин, имеющих детей со сниженным интеллектом, доминируют акцентуации характера следующих типов:

тревожный -28,1%,

застревающий – 25,0%,

эмотивный - 21,9%,

возбудимый - 12,5%.

У двух женщин выявлены акцентуация характера дистимичес-кого типа, чего не наблюдалось вообще у женщин, имеющих детей с нормальным интеллектом. У 2-х женщин акцентуации характера соответствовали гипертимному типу.

У женщин, воспитывающих детей с нормальным интеллектом, доминировали акцентуации характера других типов:

эмотивный -38,2%,

гипертимный - 26,5%,

циклотимный – 17,6%,

экзальтированный - 17,6%.

Следовательно, для женщин, имеющих здоровых детей, характерны хорошее настроение и самочувствие, общительность, высокий жизненный тонус в отличие от женщин, воспитывающих детей со сниженным интеллектом, где преобладают низкая контактность, минорное настроение, неуверенность в себе.

Резюмируя полученные в этом разделе результаты исследований, следует заметить, что у матерей детей со сниженным интеллектом наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что, видимо связано с психотравматизацией в связи с больным ребенком. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может являться причиной развития невроза.

Этим женщинам присуще обостренное чувство одиночества, что может быть связано с ориентацией матерей на социальные сте-

реотипы. Женщина теряется перед своим ребенком и, возможно, даже боится его. Чаще всего это происходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

Исследование акцентуации личности матерей умственно отсталых детей выявило, что у этих женщин доминируют акцентуации характера по тревожному, застревающему и эмотивному типам. Такие женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном, подавленном состоянии.

Этим женщинам крайне необходима психологическая помощь и помощь эта, прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необходимо помочь расширить горизонты своей жизнедеятельности. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значительные, для нее интересы. Тогда ей будет легче помочь и в воспитании своего ребёнка.

Говоря о психологической помощи таким женщинам, следует упомянуть о различных объединениях, ассоциациях матерей детей-инвалидов. Положительный эффект таких сообществ прежде всего, в том, что они выводят женщин из состояния вынужденной изоляции, не оставляя их наедине со своим горем. Делают, по возможности, жизнь матерей и их детей более яркой и насыщенной. Этих людей объединяет не только одна беда – больной ребенок, но и решимость сделать все возможное и даже невозможное, чтобы помочь своим детям адаптироваться в этом мире.