9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
1 - еда, 6 - пассивная речь,
2 – туалет и умывание, 7 - социальная активность,
3 – раздевание и одевание, 8 – общая моторика,
4 – восприятие и обследование, 9 – мелкая моторика
5 – активная речь,
Через 1 год, при третьем обследовании ребенка, отмечалась неравномерная динамика навыков развития. Общим являлось то, что все 9 сфер деятельности по сравнению с I обследованием имели .положительную динамику, особенно это касается шкал социальной активности, активной и пассивной речи.
По результатам трех обследований можно сделать следующие выводы: Юля активно осваивает навыки самообслуживания – сама ест за столом без посторонней помощи, ходит в туалет на горшок, одевается и раздевается; заметно развиваются активная и пассивная речь; общие двигательные способности имеют скачкообразную динамику. Зонами ближайшего развития можно назвать социальную активность и пассивную речь. С Юлей нужно больше разговаривать, читать простые сказки и стихи, по'казывать книжки с картинками и объяснять изображения, чаще гулять, ходить в гости, т.е. расширять социальные контакты.
Однако эффективные положительные результаты даже при деятельной и интенсивной коррекционно-обучающей работе с деть-
» 1 обсл.
-»-2обсл.
–*–3 обсл.
Рис.4. Круговая диаграмма ребенка Зои Г., 7 лет с тяжелой
степенью умственной отсталости в процессе обучения, %.
Цифры по кругу – обследованные сферы деятельности.
Обозначение как на рис 3.
ми, имеющими тяжелую и глубокую умственную отсталость, можно наблюдать далеко не всегда. Кроме того, даже позитивный результат может быть нестабильным и при различных, особенно неблагоприятных факторах воздействия окружающей среды или внутренних (например, соматическое или воспалительное заболевание ребенка) формирование навыка приобретает регрессивный характер.
На рис. 4 представлена круговая диаграмма по результатам методики «Социограмма PAC-P/S» при обучении ребенка Зои Г., 7 лет с диагнозом тяжелая умственная отсталость в сочетании с детским церебральным параличом (спастическая диплегия). У этой девочки после 1 года коррекционной работы так и не наблюдалось улучшения показателей сенсорно-перцептивных функций, активной и пассивной речи. Кроме того, при третьем обследовании отмечалась отрицательная динамика навыков социальной активности, активной речи и даже самообслуживания (одевания и раздевания) по сравнению с положительным результатом при втором обследовании.
Анализ экспериментальных данных по двум обследованным возрастным группам детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью при применении методики «Социограмма PAC-P/S» показал, что имеется целый ряд существенных различий не только индивидуальных, но и специфических для каждой группы в динамике психокоррекционной работы.
Возрастная группа с 7 до 11 лет
Исследования показали, что у детей с тяжелой и глубокой ум- j ственнои отсталостью в младшей возрастной группе навыки само- \ обслуживания находятся в стадии формирования. Общие двигательные способности ограничены. Это связано с тем, что дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью чаще всего имеют, кроме умственной отсталости, еще и физические недостатки развития. Мелкая моторика находится на низком уровне. Уровень развития активной речи и пассивной речи также низкий.
Так, по параметру «еда» выявлено наличие навыков самообслуживания, которые необходимы для того, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи во время приема пищи.
По результатам первого обследования (табл.2) видно, что навыки самообслуживания в еде развиты, в целом по группе более, чем на 50%. Хотя, если рассматривать результаты каждого ребенка в отдельности, виден значительный разброс данных. Большая часть детей показывала высокий уровень сформированности этого навыка, но были и такие дети, которые практически не умели есть самостоятельно.
По результатам второго обследования, которое проводилось через полгода, наблюдалась небольшая положительная динамика развития данного навыка. Средний результат по группе составил 58% (табл.2).
По результатам третьего обследования, которое проводили через 1 год после первого, положительная динамика сохранялась и являлась достаточно устойчивой. Средний результат по группе составлял 60% (табл.2)
«Туалет и умывание» – этот параметр позволяет выявить уровень сформированности навыков личной гигиены. По результатам первого обследования было выявлено, что приучение к туалету и навыкам личной гигиены у детей 7-11 лет происходило достаточно трудно. Хотя трое из обследуемых детей имели высокие значения (80–100%), однако основная группа отличалась очень низким уровнем развития данных навыков, а у четверых детей этот навык был не сформирован вообще. Средний результат по группе составлял всего 33% (табл.2).
По результатам второго обследования наблюдалась небольшая динамика по среднему результату группы (35%). У части детей, показавших при первом обследовании нулевые значения, никакого развития не наблюдалось.
При третьем обследовании в среднем по группе выявлялась устойчивая позитивная динамика. Тем не менее, четверо детей имели нулевые значения. Это, видимо, связано с невозможностью овла-
Таблица 2
Результаты исследования формирования различных навыков у детей 7–11 лет с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, %
№
| Название параметра исследования
| 1 обследование
| 2 обследование
| 3 обследование
|
1 2
| ЕДА (Самообслуживание)
| 56
| 58
| 60
|
ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ
| 33
| 35
| 38
| |
(Самообслуживание)
| ||||
3
| ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ
| 43
| 47
| 49
|
(Самообслуживание)
| ||||
4
| ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ
| 48
| 54
| 56
|
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
| ||||
5
| АКТИВНАЯ РЕЧЬ
| 24
| 33
| 31
|
(ПРОДУКЦИЯ ЗВУКА)
| ||||
6
| ПАССИВНАЯ РЕЧЬ
| 23
| 27
| 29
|
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
| ||||
7
| СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
| 37
| 47
| 47
|
(АКТИВНОСТЬ)
| ||||
8
| ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
| 39
| 40
| 42
|
(ОБЩАЯ МОТОРИКА)
| ||||
9
| ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И РУК
| 48
| 44
| 47
|
(МЕЛКАЯ МОТОРИКА)
|
дения ими данными навыками в силу нарушений физического развития.
Параметр «Одевание и раздевание» позволяет выявить самостоятельность ребенка или необходимость помощи, когда его одевают или раздевают.
По результатам первого обследования (табл. 2) выявлено, что умение самостоятельно одеваться и раздеваться развито у детей 7–11 лет в среднем на 43%. Это является достаточно неплохим результатом, учитывая возможности данной категории детей. По результатам второго и третьего обследования прослеживалась устойчивая динамика, среднее значение по группе немного возрастало и составляло, соответственно 47% и 49%.
Параметр «восприятие и обследование окружающего мира» позволяет проследить, чем интересуется ребенок, как он реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Также этот параметр
дает возможность выяснить, насколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.
По результатам первого обследования (табл.2) обнаружено, что дети 7–11 лет проявляют интерес к окружающему миру, среднее значение параметра довольно высокое и составляет 48%, приближаясь к показателю раздела «еда».
Во втором обследовании среднее значение составляло 54%, что может свидетельствовать о стремлении детей расширить свой кругозор. Это проявляется выраженным ориентировочным рефлексом, и ростом интереса к окружающему миру. В третьем обследовании среднее значение по группе составило 56%, то есть познавательный интерес устойчиво сохранялся.
Параметр «активная речь» позволяет выявить, насколько ребенок владеет речевыми навыками. Выясняется, как ребенок общается с окружающими, говорит ли он отчетливо слова или фразы, копирует слоги или просто мычит. От того, насколько ребенок владеет речью, зависит то, как его понимают, отвечают на его просьбы и желания.
Из результатов первого обследования видно, что активная речь у детей 7–11 лет развита на очень низком уровне (24%), многие из них могут только мычать, кричать или в лучшем случае, копировать некоторые простые слова или слоги. Тем не менее, двое детей показали высокие значения – 52% . Во втором обследовании результаты по данному параметру имели хорошую положительную динамику, она составляла 9% к среднему результату группы (33%). Однако при третьем обследовании наоборот происходило ухудшение средних результатов до 31%.
Параметр «пассивная речь» позволяет узнать, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, понимает ли он требования, которые к нему предъявляются, а также обращенные просьбы.
Из результатов первого обследования видно, что пассивная речь так же, как и активная, развита на очень низком уровне, среднее значение по группе составляло всего 23%. По результатам второго и третьего обследования была заметна положительная динамика, хотя в процентном отношении она не являлась высокой, лишь 4% и 2% соответственно, но для таких детей подобную динамику можно считать значимой.
Параметр «социальная адаптация» позволяет узнать, насколько ребенок социально активен, вступает ли он в контакт с детьми и взрослыми, проявляет ли интерес к игре.
Из результатов первого обследования видно, что социальная адаптация составляла 37%. Многие дети показывали высокие результаты (50–70%). Этот параметр имеет большое значение, так как
от социальной активности детей зависит их дальнейшая социальная реабилитация и интеграция. По результатам второго обследования прослеживалась высокая динамика развития социальной активности, среднее значение по группе составляло 47%, что на 10% выше, чем при первом обследовании. Однако, в третьем обследовании повышения результатов не отмечалось, среднее значение составляло 47%. Вновь наблюдалось неравномерное и нестабильное развитие психических функций у данной категории умственно отсталых детей.
Развитие двигательных способностей, в частности, общей мо-торики дает представление о физических возможностях ребенка. Это необходимо знать для того, чтобы правильно спланировать программу по комплексной реабилитации каждого ребенка, в зависимости от его потенциальных возможностей.
По результатам первого обследования выявлено, что общая моторика развита у детей 7-11 лет на 39%. Это неплохой результат, если принимать во внимание то обстоятельство, что данная категория детей имеет множественные пороки развития, в том числе и двигательные дефекты. По результатам второго и третьего обследований была заметна небольшая динамика, средние значения по группе повышались до 40% и 42% соответственно.
Изучение и исследование параметра «мелкая моторика» дает возможность оценить, насколько ребенок интересуется окружающими его предметами, исследует ли он пространство, в котором находится с помощью движений.
Из результатов первого обследования (табл. 2) следует, что мелкая моторика у детей была развита достаточно хорошо, среднее значение составляло 48%. Однако при втором и третьем обследовании результаты снижались, и положительная динамика не прослеживалась.
Анализ статистически достоверных корреляций по трем обследованиям у детей 7-11 лет (рис. 5) показал наибольшую интегриро-ванность параметров «социальная приспособленность» и «туалет и умывание (самообслуживание)», что, видимо, связано с большим акцентом в этом возрасте при коррекционной работе именно на эти сферы деятельности.
Наиболее значимыми являлось развитие навыков самообслуживания, так как дети этого возраста только начинают их осваивать. Их социальная адаптация и реабилитация зависит от того, насколько самостоятельно ребенок себя обслуживает, то есть насколько хорошо развита его социальная активность.
Параметр «социальная активность» включает в себя показатели развития навыков общения, межличностного взаимодействия, по-
Социальная приспособленность
Восприятие и
обследование
окружающего
мира
Рис. 5. Корреляционные плеяды наиболее значимых
связей исследованных параметров социального развития
детей 7-11 лет с глубоким нарушением интеллекта
этому весьма важно, что он значимо коррелирует у детей 7–11 лет с параметром «восприятие окружающего мира», то есть с развитием сенсорно-перцептивной и познавательной сферы, а также параметрами «пассивная речь», то есть развитием вербальных компонентов коммуникации, и «мелкой моторики», то есть способами познания окружающего мира через активность пальцев рук, позволяющих осуществлять жесты и тонкие операции навыков самообслуживания (туалет и умывание).
Вызывает интерес факт наличия только одной значимой связи параметра «еда» с параметром «восприятие окружающего мира». Казалось бы, что для детей с глубоким нарушением интеллекта должны преобладать инстинктивные формы деятельности на безус-ловнорефлекторном уровне, поскольку корковые зоны головного мозга нарушены, однако, несмотря на это, для этих детей более зна-
чимыми являются проблемы социальной реабилитации, активности в социуме, то есть второсигнальная деятельность, присущая человеку.
Параметры навыков самообслуживания (туалет и умывание) также являются значимыми для детей младшей возрастной группы, поскольку в системе коррекционно-развивающей работы они доминируют.
Таким образом, методика «Социограмма PAC-P/S» позволяет выявлять как индивидуальные, так и общие закономерности развития социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и отслеживать динамику их формирования в процессе психолого-педагогической коррекции.
Возрастная группа с 12 до 18 лет.
Рассмотрим информативность параметров «Социограммы PAC-P/S» у подростков с глубоким нарушением интеллекта в более старшем возрасте.
Как свидетельствуют результаты исследования (табл. 3) в старшей возрастной группе уровень сформированности навыков самообслуживания уже при первом обследовании выше, чем у детей более младшего возраста.
Так, развитие навыков самообслуживания в еде в среднем по группе составляло при первом обследовании 60%, втором – 65% и третьем – 70%, то есть имело место более устойчивая и высокая динамика роста этого показателя у подростков 12–18 лет с тяжелой и глубокой умственной отсталостью по сравнению с детьми более младшего возраста (табл.2 и 3).
Навыки личной гигиены (туалет и умывание) также имели более высокий уровень сформированности и более устойчивую динамику в процессе коррекционной работы (48%, 57% и 63%, соответственно трем этапам обследования). Хотя следует отметить, что среди других обследованных параметров развитие этих навыков, как и в младшей возрастной группе, имело на всех этапах более низкое значение.
Обучение навыкам одевания и раздевания у подростков с глубоким нарушением интеллекта осуществлялось успешно, о чем свидетельствовали результаты социограммы (59%, 75% и 77% по трем этапам обследования). Таким образом, у этой категории подростков формирование навыков самообслуживания продолжалось и, несмотря на более старший возраст, не достигало своего максимально возможного развития.
Как показали результаты обследования сферы «восприятия окружающего мира» у умственно отсталых в 12–18 лет, они такжеТаблица 3
Результаты исследования формирования различных
навыков у детей 12-18 лет с тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, %
№
| Название параметра исследования
| 1 обследование
| 2 обследование
| 3 обследование
|
| |
1
| ЕДА (Самообслуживание)
| 60
| 65
| 70
| ||
2
| ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ
| 48
| 57
| 63
|
| |
(Самообслуживание)
|
| |||||
3
| ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ
| 59
| 75
| 77
|
| |
(Самообслуживание)
|
| |||||
4
| ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ
| 67
| 75
| 77
|
| |
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
| |||||
5
| АКТИВНАЯ РЕЧЬ
| 50
| 62
| 63
|
| |
(ПРОДУКЦИЯ ЗВУКА)
|
| |||||
6
| ПАССИВНАЯ РЕЧЬ
| 58
| 66
| 69
|
| |
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
|
| |||||
7
| СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
| 57
| 69
| 75
|
| |
(АКТИВНОСТЬ)
|
| |||||
8
| ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
| 42
| 46
| 49
|
| |
(ОБЩАЯ МОТОРИКА)
|
| |||||
9
| ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И РУК
| 67
| 70
| 73
|
| |
(МЕЛКАЯ МОТОРИКА)
|
|
были выше, чем в 7-11 лет и составляли 67%, 75% и 77% (соответственно трем этапам обследования), что свидетельствовало о расширении кругозора в восприятии окружающей действительности и о перспективах развития его в процессе обучения так называемых «не обучаемых» детей.
Показатели речевой и коммуникативной деятельности (по данным параметров «активная речь», «пассивная речь» и «социальная активность») в группе подростков с глубоким нарушением интеллекта в процессе психолого-педагогической коррекции имели отчетливо выраженную положительную динамику (табл.3). Хотя активная речь была развита лишь у половины обследованных, однако систематическое интенсивное обучение, проводимое в течение года существенно расширяло словарный запас, коммуникативные возможности детей и привело к более активной социальной адаптации. Последнее отчетливо выявлялось при третьем обследовании.
Рис. 6. Корреляционные плеяды наиболее значимых связей
исследования социального развития детей 12–18 лет
с глубоким нарушением интеллекта
когда прирост параметра «социальная приспособленность» являлся наибольшим – 18%, а общее развитие этих навыков в целом по группе составляло 75% (табл.3).
Развитие общей моторики у подростков с глубоким нарушением интеллекта составляло лишь 42% и значимой динамики не наблюдалось, что связано, очевидно, с наличием у многих детей сопутствующих двигательных расстройств в связи с наличием церебрального паралича и другой патологии. Однако, мелкая моторика у этой группы обследованных была развита лучше и наряду с показателями «восприятия окружающего мира» составляла достаточно высокое значение – 67% при первом измерении и сохраняла положительную динамику (70% при втором и 73% – при третьем обследовании).
Корреляционный анализ (рис.6) показал, что статистически достоверные корреляции по трем обследованиям в старшей возрастной группе приходятся на 5 параметров по сравнению с 7-ю в младшей группе, что связано, видимо, с большей сформирован-ностью таких навыков как «одевание-раздевание», гигиенических (туалет, умывание) и др. В отличие от младшей группы в старшей
самой большой интегрированностью обладает параметр «Еда (самообслуживание)».
Очевидно, в старшей возрастной группе еда становится не только физиологической потребностью, но и является одной из составляющих социальной реабилитации. К еде начинают предъявляться эстетические требования, то есть становится важным и значимым не только процесс насыщения и состояние сытости, а еще и то, что подросток ест, как аккуратно и правильно ведет себя за столом, то есть культура поведения. Параметр «Еда (самообслуживание)», в свою очередь, тесно связан с параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)», поскольку от сформированности этого навыка зависит умение держать руками продукты питания и столовые приборы.
Параметр «Еда (самообслуживание)» связан и с параметром «Восприятие и обследование окружающего мира», так как качество и разнообразие принимаемой пищи становится достаточно актуальным для детей в старшем возрасте.
Параметр «Пассивная речь (понимание речи)» играет немаловажную роль. Этот параметр тесно связан с параметром «Еда (самообслуживание)», параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)» и параметром «Социальная приспособленность» потому, что от понимания предъявляемых требований к ребенку зависит их выполнение, что в свою очередь, показывает ребенку, насколько он социально адаптирован в окружающей его среде.
На основании данных корреляционного анализа можно полагать, что в старшей возрастной группе, в отличие от младшей, наиболее значимыми являются параметры коммуникации, социальной адаптации и реабилитации. У подростков и молодых людей с нарушениями психического развития, навыки самообслуживания уже достаточно сформированы и для них все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
В связи с этим следует уделять внимание социальной ориентировке подростков 12–18 лет, то есть расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках следует закреплять правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что дает возможность этим лицам лучше приспособиться к жизни.
Конечным итогом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение интеллекта является подготовка их к известной самостоятельности в быту, развитие навыков общения и посильной трудовой деятельности в условиях интерната и семьи.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29