logo
Шипицына Л

6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8–10 лет с разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах специальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа – дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа – дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи.

Для составления представления о семьях детей и изучения личности учащихся были использованы следующие методы:

- анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития;

- изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учебной деятельности);

- беседы с учителями и воспитателями учащихся;

- наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей.

Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых.

Дети первой группы, в основном, гиперактивные, легко возбудимые. Испытуемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверстниками. У некоторых учащихся отмечайся элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения Или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуйся, в основном, как проблемные. Около 2/3 от общего числа се-материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 – много-, 14 – неполные (причем в одной родитель – отец), 1 – опе-

кунская семья. Третья часть всех семей являются асоциальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культурь, В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее или сред нее специальное образование и только 3 человека - высшее.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям позволяет определить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком.

Для изучения типов межличностных отношений родителей с детьми использовали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы (Приложение 1.6).

Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варга и В. В. Столина) позволил нам выявить типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе испытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 26).

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку.

Пример 1. Сережа Ч., 9лет. Диагноз: легкая степень умственная отсталости.

Семья полная, трое детей: 2 мальчика – 9 и 10 лет, и старшая дочь. Родители имеют среднее специальное образование. Мать маляр-штукатур, отец – водитель автобуса. Родители, стараясь обеспечить своих детей всем необходимым, много времени проводят на работе. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго следят за ним. При этом они отмечают, что Сережа может их вывести из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему и с нежностью вспоминают его маленьким. Родители стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей

Таблица 26 Типы родительского отношения к умственно отсталым детям, %

Типы отношений

Группа детей с легкой умственной отсталостью (п=16)

Группа детей с умеренной умственной отсталостью (п=19)

Отвержение ребенка

18,7

21,1

Социально-желательный образ

6,3

5,1

Симбиоз с ребенком

6,3

15,6

Авторитарная гиперсоциализация

43,7

37,1

Инфантилизация ребенка

25,0

21,1

ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках.

Во второй группе детей также наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиоти-ческим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 26).

Приведем пример семьи, где доминирует инфантилизация ребенка.

Пример 2. Яна Б., 10 лет. Диагноз:умеренная умственная отсталость.

Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец – инвалид. Яна – поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирующих жизненных проблем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее в быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелости, открытости для дур-ньгх влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родители не доверяют ей и строго контролируют все ее действия.

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к Ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые

особенности межличностных отношений в семье. Первая особ ^ ность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих де Н~ ? с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоцие" лизация детей родителями. Жесткий контроль за поведением л бенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй груп^е" Вторая особенность характеризуется приписыванием родителям' своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В ме*1 личностных отношениях заметно стремление инфантилизировят ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешны^, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ре бенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей пер. вой группы и 21,1 % второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дур. ных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотиче-ских отношений к ребенку (15,6%).

Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать – ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения родителей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.