logo
Шипицына Л

4.2. Вербальные и невербальные средства общения

Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая сторона не существует изолированно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения.

Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи, участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

Помимо произнесения слов вербальное общение предполагает:

Восприятие и понимание.

Реакцию на речь окружающих.

Умение соблюдать очередность в разговоре.

Способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей – социальных, эмоциональных и материальных.

Способность выражать свои желания – сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.

Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.

Способность отчетливо произносить самые разные звуки, – разрабатывает артикуляцию.

Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Большинство детей самостоятельно справляется с языковыми трудностями, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители – сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребенку и молодому человеку освоение навыков общения, ро-

дителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пытается выразить, и реакция на эти попытки.

Большинство людей с серьезными психическими нарушениями, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным средствам общения.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему: кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Кинетика – система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта система предстает как свойство общей мото-рики различных частей тела (рук – и тогда мы имеем жестикуляцию; лица – мимику; позы – пантомимику). Общая историка различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.

Паралингвистика – система знаков, представляющая собой также «добавки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Проксемика – это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение – специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.

Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем является начальным этапом общения. Реальные основания для понимания другого человека по его внешности и элементам поведения действительно есть. Это достоверно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов –

все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках. Внешний облик человека, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов является важнейшим фактором неречевого воздействия.

Выражение лица – это своего рода визитная карточка внутреннего мира человека. Посредством одной только мимики лица можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Мимика – динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движение рта, движения лица в области носа, также определяется степенью подвижности этих частей лица. Первое и главное, что отражается в мимике человека – это эмоции. Причем важно отметить большие «способности» людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний – одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Например, «до предела» поднятые брови оцениваются как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину поднятые – удивление, чуть-чуть нахмуренные – задумчивости, сосредоточенности; сильно нахмуренные – гнева.

Обсуждая информацию, которую можно прочесть с «лица человека», необходимо сказать о роли направления взгляда. Взгляд – очень важный показатель в общении, он связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Когда трудность преодолевается – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает улыбка. Она способна без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление собеседников к общению, улучшать их взаимоотношения.

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело становится главным источником информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать о том, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица чело-века на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль поведения таят в себе очень много информации. Многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет показано, что практически все люди умеют хорошо «читать» позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то, что нормальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (больше на юге и меньше на севере). Тем не менее их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза, стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок, и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнером. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Имеются ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если же он не очень заинтересован, откидывается назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических состояний.

Значение и смысл поз так же, как и остальных элементов поведения, могут быть понятны любому человеку. Вряд ли нужно специальное обучение, чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему скорее плохо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная легкость, он раскрепощен, свободен, – вероятно, у него хорошее настроение. Может быть понято и значение общего рисунка походки – моментов вставания, усаживания, то есть значение стиля передвижения и изменения поз.

Походка, например, является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Походка строго индивидуальна, поэтому, так узнаваема. Вместе с тем, в походке хорошо видны многие характеристики человека.

По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмоциональное состояние ее владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем, самая «тяжелая» походка при гневе, самая большая длина шага – при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив – он «летит», у него более частые и легкие шаги.

Умение читать информацию, которую несут в себе жесты, движения, позы важно, чтобы лучше понимать состояние собеседника и контролировать внешнее проявление переживаний.

Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего необходимо также знание звуковых особенностей речи: громкости и высоты звука, темпа, ритма речи, назализации, пауз, интонации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим и как мы говорим, существуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.

В организации процесса общения важную роль играют пространственные условия. Пространство в общении структурируется определенным образом, то есть существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения.

Четыре межличностных зоны были выделены экспериментальным путем американскими учеными Э. Холлом и Дж. Трейджером.

Первая зона – интимная, она простирается на расстояние от 15 до 45 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственную. Нарушать интимную зону разрешается тем людям, которые близки человеку (любимые люди, родители, супруги, дети, близкие родственники и друзья).

Общение в интимной зоне требует тихого голоса до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не говорится, а только подразумевается, часты недоговоренности.

Вторая зона – личная. Она распространяется от 45 до 120 см. На этом расстоянии друг от друга люди обычно держатся во время приемов, на различных вечерах, общаясь со знакомыми. Это нормальная дистанция для повседневного общения. Люди при этом говорят негромким голосом, общаются свободно, неофициально.

Третья зона – социальная (официальная), она распространяется от 120 до 400 см. На этом расстоянии люди держатся от незнакомых людей, улаживают служебные дела, проводят официальные встречи в кабинетах и в других общественных местах. На расстоянии

250–400 см каждый может заниматься своим делом, не мешая окружающим.

Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключаются недоговоренности. Все должно быть сказано открытым текстом, каждое предложение проговаривается до конца.

Четвертая зона – зона публичного общения. В зависимости от количества людей дистанция между ними колеблется от 4 до 8 м и более. Такой тип общения требует уже значительного изменения поведения человека. Голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом требуется особая, отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, произносится с ударением. Каждое предложение строится правильно и договаривается до конца.

Обратная связь, в результате которой в общении устанавливается соответствующее взаимодействие, определяется рядом факторов. Для интимной и личной зон известную роль играют жесты, мимика, позы, а также ощущение тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение.

Социальная дистанция - это видение лица собеседника как целого, или всего тела человека и различение движений губ. Наконец, публичная дистанция – это расстояние, на котором люди легко «схватывают» взглядом несколько человек.

За последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями человека, и тем как они выражаются внешне. На их основе можно сделать следующие выводы: результаты свидетельствуют о том, что информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и с нарушением интеллекта. Поэтому родителям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внимание не только на развитие вербального, но и невербального общения.