logo
Шипицына Л

8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта

Умственно отсталых людей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных учреждениях. Информации о них очень мало.

Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей со сниженными функциями и задерживали их развитие. Многие из людей с умственной отсталостью никогда не покидают свои дома-интернаты, а те из них, кто живет дома с родителями, зачастую все свое время проводят взаперти в четырех стенах.

Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с умственно отсталыми. Окружающие ничего не знают о них и думают, что умственно отсталые люди могут быть агрессивными, или относятся к ним, как к заразным, не позволяя своим детям играть с ними. А ведь именно агрессия окружения провоцирует умственно

отсталого человека на ответную реакцию – всплеск агрессии. Эта отчужденность общества появилась не сегодня и не вчера.

Ещё в своем романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого «в увечном теле оскудевал и разум. «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклейменным» (В. Гюго, 1977, с. 152).

Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами».

У нас сложились стандартные представления о том, что такое норма. Мы нормальные, если одинаковые. Но, ведь, нет двух одинаковых людей, каждый человек уникален и не похож на другого. Умственно отсталые люди думают своим сердцем, они безграничны в доброте, наивности, доверчивости, фантазии, восприимчивости, привязанности и т. д. В статье С.Станкиной «Казнить нельзя миловать» (Семья и школа, 1998, № 8) описан показательный случай: молодой человек с умственной отсталостью, выйдя из автобуса обернулся и подал руку, выходившей за ним девушке. А девушка взглянула на него и, брезгливо отдернув руку, сказала: «Отойди, урод!» Какую же обиду почувствовал этот юноша!?

Интеграция умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих, обывателей о жизни, особенностях, проблемах умственно отсталых людей.

На развитие личности любого человека, и в особенности инвалида с психическими нарушениями, влияет его ближайшее окружение: родители, родственники. Педагоги и воспитатели, тоже являются окружением умственно отсталых людей и несомненно влияют на развитие их личности. Оказывают влияние и обыватели, с которыми инвалиды с умственной отсталостью сталкиваются в повседневной жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах и т. д.

От отношения людей всех этих категорий к умственно отсталым людям зависит возможность социальной интеграции. Для того, чтобы оценить это отношение, трем группам людей: педагогам, родителям умственно отсталых детей, обывателям было предложено ответить на вопросы разработанных нами двух анкет:

Анкета № 1 касалась информированности этих групп людей об инвалидах с психическими нарушениями (приложение 1.13).

Анкета № 2 касалась понимания отношения разных категорий лиц к таким инвалидам и их проблемам (приложение 1.14).

Анкетированию были подвергнуты 3 группы респондентов (по 20 человек в каждой):

Педагоги, работающие с детьми с разной степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) учреждениях. Возраст опрошенных – от 20 до 65 лет. У них различный стаж работы с детьми инвалидами. Среди исследуемых педагогов – 10% мужчин и 90% женщин.

Родители детей-инвалидов с психическими нарушениями, обучающихся в специальной (коррекционной) школе в группе «Особый ребенок».

Обыватели - лица, несвязанные по жизни с инвалидами с умственной отсталостью, имеющие разный уровень и профиль образования. Возраст опрошенных - от 20 до 45 лет. Среди них 30% – мужчины.