logo
Шипицына Л

6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии

Дети, имеющие проблемы в развитии, сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и специальные педагоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф.Ф.Рау и Н.Ф.Слезина (1967) отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии:

Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка.

- Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным, и также приводит к еще большему отставанию в развитии.

А.Н.Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения Родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

1- Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опе-Ка лишает ребенка самостоятельности, возможности должным об-Разом приспособиться к сложным жизненным условиям.