logo
Шипицына Л

4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей

Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.

Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, выступает с особой ясностью, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют об-Щение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики, способна заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и приносит определенную живость в общении друг с другом.

Особое внимание при общении нужно уделять таким элементам невербального общения, как взгляд, жест. Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный тревожит. Иронический, надменный оскорбляет. Открытый, приветливый располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение.

Жест, также как и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и наоборот, выразить расположение, участие.

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.

Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях вашего ребенка. Так, улыбка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Пантомимика – это осанка и поза, которые указывают на эмоциональное состояние человека. Отрицательные эмоции съеживают фигуру, положительные, наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад.

Дети с бедной пантомимикой не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние, они возможно и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения.

Мимика, жесты, пантомимика – являются важными помощниками в общении улиц с тяжелым нарушением интеллекта. Поэтому необходимо мягко и настойчиво воспитывать культуру владения элементами невербального общения. Они должны эмоционально дополнять речь ребенка.

Понимание средств невербального общения и овладение ими помогут детям с нарушением интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоевывать друзей.