logo
Шипицына Л

18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.

Обследование некоторых молодых людей проекта проводили без участия родителей, в связи с чем не удалось получить анамнестические данные о развитии речи у 5 человек. Полученные данные убедительно показали, что большинство молодых людей имели задержанное развитие речи, причем по мере усложнения речи задержка возрастала. Это связано с тем, что на этапе слияния мысли и речи при продуцировании фраз и, тем более, связной речи интел-

ектуальное отставание начинает играть значительную роль в развитии речи. Дальнейшее обследование показало, что вопреки рас--) пространенному среди родителей мнению о роли речедвигатель-ных нарушений в патологическом развитии речи у обследованных молодых людей, ведущей причиной затруднений было нарушение семантического и языкового уровней порождения речевого высказывания.

В дошкольном возрасте 43,2% обследованных воспитывались в домашних условиях: 37,8% молодых людей в течение разного времени находились в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

В школьном возрасте большинство молодых людей (59,5%) обучались в школах для детей с нарушением интеллекта (некоторые – индивидуально), из них 24,3% окончили школу, 16,2% продолжают обучение, 19% молодых людей были выведены из школы после разных сроков обучения (от 1 до 4 лет).

Анализируя состояние речи у обследуемых, можно заметить, что все выпускники специальных школ владеют связной речью.; Среди продолжающих обучение большинство владеет связной или фразовой речью. Г

Большинство обследованных (75,7%), со слов родителей, различное время занимались с логопедом. Они получали логопедическую помощь в специальных образовательных, медицинских учреждениях или учреждениях социального обеспечения. 18,9% обследованных не имели официальной логопедической помощи, занимались с логопедом частным образом. 24,3% молодых людей с логопедом никогда не занимались, из них 13,5% – с удовлетворительным развитием речи, а остальные – с отсутствием экспрессивной речи и крайне низким уровнем развития импрессивной речи.

Анализ состояния импрессивной речи показал, что большинство обследованных (81,1%) имели удовлетворительное понимание речи (рис.12). Они понимали как ситуативную, так и внеситуативную речь с некоторыми ограничениями, связанными с интеллектуальной недостаточностью. Препятствием в понимании речи являлась трудность осознания сложных грамматических конструкций, особенно выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения. В то же время понимание речи у них было развито достаточно для общения в быту. 89,2% молодых людей понимали ситуативную речь без помощи жестов и почти все (97,3%) - ситуативную речь с помощью жестов.

В результате обследования выявились существенные различия в Уровне развития экспрессивной речи молодых людей. Лишь 54,1% обследованных владели связной речью (рис.12). Из них у 21,6% лиц

97.3

97.3

75

54.

Понимание речи Развитие речи Понимание речи И внеситуативная

Развитие речи

ситуативная, без помощи жестов П ситуативная, с помощью жестов Dсвязная

фразовая

И отдельные слова