logo
Шипицына Л

I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью

устная речь была удовлетворительной с незначительными погрешностями в лексико-грамматическом, а у 10,8% – и в фонетическом отношении (дислалии). Большинство недочетов лексико-грамма-тического оформления речи характерно для просторечия или низкой речевой нормы. Эти молодые люди активно использовали речь для общения. Большинство этих молодых людей обучались в специальных образовательных учреждениях, некоторые – индивидуально, и получали логопедическую помощь. Все выпускники специальных школ обучены письменной речи, но практически ее не используют.

21,6% молодых людей владеют связной речью, используя ее для общения, но из-за невнятного произношения их контакты с окружающими затруднены. Расстройства произношения у всех обусловлены дизартрией. Обследование показало, что несмотря на некоторые аномалии в строении органов артикуляций и ограничение их подвижности вследствие спастичности мышц, 16,2% молодых людей имеют возможности для улучшения произношения.

Известно, что наибольший эффект логопедической работы достигается в дошкольном возрасте. Однако, в юношеском возрасте есть надежда на повышение эффективности логопедической работы за счет создания новой мотивации: желания общаться с окружающими, нравиться им. Две девушки с гиперкинетической формой детского церебрального паралича имели выраженную

экстрапирамидную дизартрию, что, наряду с общей моторной недостаточностью, существенно ограничивало их возможности общения с окружающими. Интеллектуальный и лингвистический уровень их развития позволяет обучить их общению с использованием дополнительных коммуникационных систем, например, коммуникационных досок или компьютера.

21,6% молодых людей владели речью на уровне отдельных фраз. Среди них у одного молодого человека была диагностирована сенсорная алалия. У остальных – экспрессивная алалия сочеталась с дизартрией. Большинство этих молодых людей достаточно общительны. Речевая активность снижена в том случае, когда родители детей испытывают неловкость за плохую речь ребенка. В детском возрасте эти молодые люди получали логопедическую помощь, которая может оказаться полезной и во взрослом состоянии. 24,3% обследованных не владели фразовой речью. Экспрессивная речь либо отсутствовала, либо была представлена отдельными словами.

Трое молодых людей имели удовлетворительное понимание речи, но сами практически не говорили. В общении активно использовали жесты или отдельные слова. У 13,5% молодых людей были крайне низкие способности к овладению речью. Они понимали обращенную к ним речь лишь частично на ситуативном уровне с помощью жестового сопровождения. Свои желания они выражали криком и примитивными жестами. Положительно реагировали на спокойную музыку, но только два человека пытались подпевать. Речевые подражательные способности были развиты слабо, только два человека по просьбе повторяли звуки и слоги. Очевидно, что у этих молодых людей имела место сенсомоторная алалия в структуре глубокого общего психического недоразвития. Этим обследованным было рекомендовано стимулировать развитие потребности в коммуникации, используя для этого музыку, а также обучение их более разнообразным жестам и активному их использованию. Основной задачей в формировании речи у этих молодых людей является развитие ее понимания.

Исследование способов коммуникации показало, что большинство обследованных (75,6%) отдавали предпочтение речи, дополняя ее необходимыми жестами, особенно в случаях невнятного произношения. 10,8% (с сенсорной алалией, экспрессивной алали-ей, мутизмом) активно использовали жесты и крики. 13,5% с сенсо-моторной алалией жесты использовали минимально, свои желания выражали преимущественно криком.

Наиболее характерной патологией речи у молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии являлись алалии и дизартрии. Реже встречались дислалии. У 1 обследованного молодогоТаблица 14

Формы речевой патологии у молодых людей с нарушением интеллекта, %

Патология речи

Кол-во чел., %

Дизартрия + алалия

21,6

Сенсомоторная алалия

13,5

Псевдобульбарная дизартрия

13,5

Дислалия

10,8

Экстрапирамидная дизартрия

5,4

Сенсорная алалия

5,4

Экспрессивная алалия

2,7

Мутизм

2,7

Всего

75,6

Нет патологии речи

24,4

человека на основании анамнестических данных, полученных из беседы с родителями, был диагностирован мутизм (табл.14).

Среди обследованных 51,4% молодых людей были обучены письменной речи.

Проведенное обследование показало, что большинство молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии имели различные нарушения речи, влияющие на их способности к общению с окружающими, и, следовательно, на социальную интеграцию и адаптацию.

Среди обследованных молодых людей лишь 35% практически не нуждались или минимально нуждались в логопедической помощи.

Логопедическая помощь была крайне необходима 52% обследованных людей, т.к. это могло значительно повысить их коммуникативные возможности и, следовательно, улучшить социальную адаптацию.

Кроме того, 13% также нуждались в логопедической помощи, однако прогноз логопедической работы был неопределенным в связи с крайне низкими показателями психического развития. С данными молодыми людьми было рекомендовано активнее проводить работу по развитию невербальных коммуникативных средств.

Проведение логопедической работы и динамическое наблюдение за развитием речи у молодых людей с нарушением интеллекта представляет не только практический, но и научный интерес в связи с недостаточно изученной проблемой позднего вмешательства в процесс развития речи у лиц с глубокими интеллектуальными проблемами.