10. Заключение
Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание, в основном, уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, призванных дать воспитание и образование таким инвалидам в рамках утвержденных программ. Даже тот объем информации об инвалидах и их проблемах, который попадает в средства массовой информации, не дает представления о людях с психическими нарушениями. Развитие тяжелой промышленности, атомной энергетики, наносящие вред окружающей среде, появление космических излучений из-за нарушения озонового слоя, употребление наркотиков и алкоголя, неполноценное питание и медицинские ошибки часто становятся причиной умственной отсталости. Никто не застрахован оказаться в одном доме, одной квартире, одной семье с умственно отсталым человеком.
Для успешной интеграции в общество людей с умственной отсталостью необходима информированность и повышение сознательности общества в отношении таких людей. Необходимо знать, что они обладают правами, что у них есть определенные потребности и возможности. В настоящее время, с развитием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно отсталых людей стала еще более актуальной, но сама собой не может решиться. Для ее преодоления необходима помощь государства, общественных организаций и самого общества.
Для решения этой проблемы в мире осуществляются различные программы и создаются специальные учреждения и общественные организации. Например, в России в Санкт-Петербурге существуют такие общественные организации, как Городская ассоциация родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии, в Рязани – Рязанская организация помощи умственно отсталым детям, и многие другие. Деятельность этих организаций направлена не только на оказание материальной помощи инвалидам, но и на поиски путей интеграции умственно отсталых людей в общество. Активность самых заинтересованных людей - родителей детей-инвалидов, их живое участие в поисках решения проблем интеграции собственных детей дает ощутимые результаты в этой области.
Но решение проблемы людей с умственной отсталостью нужно искать не только в создании разных учреждений, занимающихся образованием людей с нарушением интеллекта и развитии общественных организаций, но и в создании широкой сети постшкольных учреждений для молодых умственно отсталых людей, главной задачей которых является социально-бытовая адаптация и сохранение знаний и умений, привитых детям в образовательных учреждениях. Такие учреждения должны давать возможность своим воспитанникам применять полученные ими знания и умения на практике в общественно полезном труде, в условиях самостоятельного проживания.
Создание Центров социальной реабилитации, где могут общаться, получать консультации и помощь молодые люди с умственной отсталостью и их родители необходимы для преодоления их сегрегации. Они способствуют качественным изменениям в уровне самостоятельности, пространственной ориентации, социальной зрелости и межличностном общении этих людей.
Данная модель, решающая задачу социальной интеграции умственно отсталых людей, достаточно эффективна: после пребывания в Центре молодые люди могут многое делать совершенно самостоятельно, либо под частичным наблюдением специалистов. Следовательно, желательно создавать подобные Центры реабилитации и Дома совместного проживания, где под наблюдением специалистов и частичной помощи окружающих могли бы проживать, работать, проводить досуг люди с нарушением интеллекта.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже при наличии определенной правовой базы проблема социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью в стране не решена. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от родителей и общества в целом. Для решения необходимы различные формы работы и структуры (например, центры дневного пребывания, дома самостоятельного проживания и др.). Также нужно изменять подходы к этой проблеме в уже имеющихся учреждениях для умственно отсталых людей. Они должны там жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в социальной зависимости от врачей, медсестер, воспитателей. Для этого нужна помощь от государства, в том числе и финансовая, а также поддержка самого общества. Необходима помощь в организации рабочих мест, расширение областей применения труда, навыков и умений умственно отсталых людей. Реализация всего этого позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения умственно отсталых людей в жизнь общества и сделать их и родителей более счастливыми.
Ребенок с проблемами в развитии, «особый» ребенок, «необучаемый» ребенок... Рождение «особого» ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в совершенно ином положении в обществе и по отношению к нему, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток и на типы воспитания в этой семье, и на психологические проблемы родителей.
От успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений, а главное - наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Характер взаимоотношений в семье определяет комфортность психического состояния ребенка, оказывает влияние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации.
Общность семьи нарушается из-за того, что родители в большинстве случаев основное внимание и силы направляют на «особого» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенциальных возможностей, которые зачастую остаются невостребованными. Родители часто из-за большой любви к детям, которые не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику.
Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказании им психологической и социально-педагогической помощи, дающей возможность приобрести знания и опыт по воспитанию и развитию ребенка, сформировать уверенность в дальнейшей жизни, реализовать потребности в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации.
Социально-педагогическая подготовленность, осознание преимуществ активной жизненной позиции, помогут актуализировать потенциальные возможности матери ребенка с нарушением интеллекта, стимулируя более продуктивное взаимодействие и активное участие в социальной жизни.
Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интеллекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
1.1. МЕТОДИКА «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ»
В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера 1.1. Восприятие цвета 1.1. Восприятие формы и величины 1.3. Ориентация в пространстве
2. Внимание
3. Память
4. Мышление
5. Речь
5.1. Понимание обращенной речи
5.2. Внятность речи
5.3. Лексический строй речи
6. Представление о себе. Творческие проявления
7. Эмоционально- волевая сфера
7.1. Импульсивность – рефлексивность
7.2. Тревожность – спокойствие
7.3. Агрессивность – миролюбие
7.4. Положительная мотивация учебной деятельности
7.5. Положительная мотивация трудовой деятельности
7.6. Тенденция к самостоятельности
7.7. Тенденция к ответственности
7.8. Тенденция к целенаправленным действиям
8. Психомоторное развитие
8.1. Мелкая моторика рук
8.2. Общая координация движений
8.3. Мимика
9. Социально-бытовая ориентация
9.1. Сформированность навыков самообслуживания
9.2. Социально-бытовое ориентирование
10. Учебные навыки
11. Трудовые умения и навыки
12. Коммуникативность
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 –- очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера
Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.
Низкий уровень (0–2)
Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3–5)
Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (6-8)
Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Очень высокий уровень (9–10)
Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету – полутонам и оттенкам, форме – гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
Восприятие цвета
Оценка:
«О» – полностью выключенная сенсорная система.
«1» – ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» – ребенок понимает разницу между цветами.
«3» – ребенок узнает и различает 4 основных цвета – красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).
«4» – ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.
«5» – ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» – ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» – ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» – понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.
Восприятие формы и величины
Оценка:
«О» – полностью выключенная сенсорная система.
«1» – ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.
«2» – ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
«3» – ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
«4» – ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», « маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
«5» – ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предме-
тов (3–4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
«6» – ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
«7» – ребенок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объемные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
«8» – соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.
Ориентация в пространстве
Оценка:
«О» – полностью выключенная сенсорная система.
«1» – ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
«2» – ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
«3» – ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
«4» – ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
«5» – ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой историки, двигаться в этом направлении.
«6» – ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).
«7» – ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
«8» – соответствует свободному ориентированию в пространстве.
«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29