logo
Шипицына Л

3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Основной целью обследования было выявление коммуникативных возможностей и потенциала в развитии речи молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Логопедическое обследование проводилось по схеме, составленной И.А.Смирновой (приложение 1.5.).

Основные параметры обследования: сбор анамнестических данных о спонтанном развитии речи и педагогической коррекции этого процесса; выявление способов коммуникации молодого человека с окружающими; исследование состояния устной импрес-сивной и экспрессивной речи; обследование функций дыхания, фонации и артикуляции, выявление наличия письменной речи и ее использования. У неговорящих молодых людей исследовали способности к речевому подражанию и пению для определения сохранных базовых звеньев экспрессивной речи.

Вербальный и наглядный материал для обследования, а также способы его подачи подбирали с учетом интеллектуальных возможностей молодых людей. Данные индивидуального обследования дополняли беседами с родителями и наблюдениями. Каждая беседа завершалась индивидуальными рекомендациями по развитию речи или невербальных способов коммуникации. Конкретные рекомендации по развитию коммуникации участников проекта были даны волонтерам групп с учетом направленности работы и уровня подготовленности специалистов-волонтеров к работе по коррекции речевого развития.

Было обследовано 46 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Среди них только 2 человека никогда не получали специальной педагогической помощи, так как сразу были признаны необучаемыми.

Сбор анамнестических сведений показал, что у большинства обследованных участников проекта речь развивалась с опозданием. С учетом допустимых отставаний в развитии речи можно выделить следующие группы:

- в пределах нормы: появление первых слов до 1,5 лет, фраз – до 2,5 лет;

- отставание в развитии речи: появление первых слов в возрасте от 1,5 до 3 лет, фраз – в возрасте от 2,5 до 4 лет;

- значительное отставание: появление первых слов после 3 лет, фраз – после 4 лет.

Появление слов и фраз в пределах нормы отмечается только у 13,5% обследованных.

У 8,1% обследованных появление слов в пределах нормы сочеталось с отставанием в развитии фразовой речи, а у 27% обследованных со значительным отставанием фразовой речи, у 3-х человек фразовая речь отсутствовала.

У 10,8% молодых людей имелось отставание в появлении первых слов и фраз, у 10,8% – отставание в появлении первых слов сочеталось со значительным отставанием в появлении фраз (из них 2 человека так и не имели фразовой речи).