logo
Шипицына Л

3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).

Данная классификация учитывает культурные условия, в которых находится человек, и подчеркивает их влияние на его интеллектуальные особенности. Но она практически не позволяет отграничить легкую степень психического недоразвития от нормы. Дети с легкой степенью умственной отсталости являются одной из наиболее распространенных групп, которая должна быть отдифферен-цирована как от нормы, так и от более тяжелых форм.

Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптивного поведения (Heber R., 1959).

Вышеописанные классификации подвергаются постоянной критике, так как с их помощью невозможно оценить точно ни уровень интеллектуального развития, ни качественную характеристику психического недоразвития.

С. Ingram (1953) и J. Gandreau (1966) создали классификацию для педагогов. Они выделяют, например: 1) способные к обучению в массовых или вспомогательных школах; 2) способные к приобретению навыков самообслуживания; 3) вовсе неподдающиеся воспитанию.

Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.

М. Cleugh (1957) предлагает более подробную классификацию, выделяя 2 группы детей с умственной отсталостью: