logo
Шипицына Л

2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.

G. Jervis считал, что олигофрения – это остановка или задержка умственного развития в результате наследственных причин, заболеваний или каких либо повреждений до подросткового возраста.

Данная классификация отличается научно обоснованным выделением огромного числа форм психического недоразвития, но при этом, как отмечает Д.Н.Исаев (1982) чрезмерно расширено понятие олигофрении. Чрезмерное расширение данного понятия делает систематику G.Jervis неправомерной для использования, как для диагностики, так и для дифференцированной коррекцией-но-развивающей работы и лечения различных форм и вариантов умственной отсталости.

В 1967 г. A. Chorus предложил классификацию, которая значительно отличалась от других. Он выделяет 4 группы больных в зависимости от созревания их психики, предполагая, что:

1) У одних психика созревает лишь к 20 годам.

2) У других она никогда не достигают зрелости.

3) У третьих психика частично дефективна вследствие низкого вербального интеллекта.

4) У четвертых она развивалась в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.

Данная классификация не предполагает диагностику умственной отсталости во всем многообразии форм и вариантов. Временные границы для определения групп, предложенных A. Chorus, упускают диагностику, что показывает всю несостоятельность систематики для профилактики, лечения и составления коррекцион-но-развивающих программ для детей и подростков с различными формами и вариантами умственной отсталости.

Для цели социального и педагогического прогноза создавались систематики, в основу которых были положены культуральные факторы или способности детей с умственной отсталостью к социальной адаптации или обучению. Классификации, основывающиеся на уровне приспособляемости к условиям жизни, учитывают и коэффициент интеллектуальной одаренности (L. Rosensweig и J. Long, 1960 и др.).

L. Kanner (1955) предложил деление олигофрении на 3 типа:

1) «Абсолютное слабоумие», к которому он относит больных с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных, и конструктивно – волевых способностей. Они не способны к независимому существованию.