logo
Шипицына Л

5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.

Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справед ливости и последовательности родителей в общении с проблемны, ми детьми, А.Н.Смирнова (1967) также подчеркивает необходи-мость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его ocq. бенностей.

Известный американский педиатр Б.Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку (1990):

1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.

5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить НЕ О НЕМ, А С НИМ.

Итак, все перечисленные виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека,гипоопека,

эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблем-1lG детей накладывается отпечаток специфичности данного ребёнка Как показал анализ литературы, эта специфика заключается 06 ом что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. Таким образом, родители часто из-за большой любви к детям, •юрая не подкрепляется знанием основных закономерностей их ^сихического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, " авмируюшие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.